От редакции: Миссия Чубайса

Реформа РАО ЕЭС вступает в завершающую фазу. Сегодня на заседании совета директоров госкомпании будет обсуждаться IPO “дочек”. Принципиальное решение о приватизации генерирующих компаний принято и одобрено правительством. РАО сформировало список из пяти “дочек”, которые наиболее готовы к приватизации, и, если завтра не случится ничего непредвиденного, IPO первенца – ОГК-5 – пройдет уже осенью.

Цель реформы – вовсе не реструктуризация гигантского государственного холдинга и даже не его приватизация. Задача, которая стояла перед Анатолием Чубайсом, – спасение электроэнергетики. После спада начала 1990-х гг. вместе с экономическим ростом начался и рост электропотребления – сейчас оно приблизилось к уровню 1990 г., а в некоторых областях уже и превысило советские показатели. Ввод новых мощностей происходит медленнее, чем старые выбывают из строя, и ситуация накаляется. Дефицит электричества уже стал реальностью, что подтверждается и московским блэкаутом, и жалобами производителей, стоящих в очереди на подключение. В начале лета президент Путин заявил, что нехватка мощностей у РАО ЕЭС может привести к потере 5% экономического роста ежегодно.

Выход из ситуации прост – инвестиции. Именно их привлечение и стало целью реформы энергетики. Конечно, деньги на решение кризисной ситуации могло бы дать государство, но Чубайс, верный заветам 1990-х, выбрал либеральный путь: для привлечения средств, по его мнению, необходимо было реструктурировать РАО и приватизировать появившиеся в результате генерирующие компании, а полученные средства пустить на модернизацию и ввод новых мощностей. По оценкам самого Чубайса, данным еще в начале года на Российском экономическом форуме в Лондоне, инвестиции в российскую энергетику должны составлять $15 млрд ежегодно. Сейчас РАО инвестирует около $5 млрд. Таким образом, у реформы есть конкретный показатель, по которому можно будет оценить ее эффективность: если в результате IPO необходимые средства будут привлечены, значит, реформа стоила того. К сожалению, есть основания полагать, что все будет не так гладко.

Достаточно посмотреть на ситуацию с ОГК-5. Предполагаемые параметры размещения акций этой генерирующей компании предусматривают, что доля РАО ЕЭС сократится лишь с 87,7% до 75%, привлечено же будет в ходе IPO около 11 млрд руб. Между тем потребности самой ОГК-5 в два раза больше – инвестпроекты компании оцениваются в 22 млрд руб. Недостающие средства легко можно было бы получить, увеличив объем допэмиссии, – проблем со спросом на российские энергетические активы нет. Но то ли правительство, то ли само РАО ЕЭС решило не торопиться. IPO ОГК-5 – пробный шар, и чиновники не хотят рисковать, боятся потерять контроль государства над энергогенерирующей компанией.

Это решение может привести к далекоидущим последствиям. Скромные объемы допэмиссии ОГК-5 можно расценивать как испуг на самой решающей стадии реформы. В результате IPO отдельной компании не покроет ее инвестиционных потребностей, из чего можно сделать вывод, что приватизация остальных генерирующих компаний не решит и проблем российской энергетики. Из-за перестраховки и нерешительности может провалиться вся реформа РАО ЕЭС. А между тем от ее успехов зависит не только будущее самого энергетического холдинга. Если либеральная реформа Чубайса окажется удачной, у сторонников реструктуризации других госкомпаний появится весомый аргумент. В противном случае госкапитализм восторжествует окончательно. Впрочем, есть надежда, что совет директоров РАО не испугается и примет решение не только об IPO ОГК-5, но и о продаже крупного пакета акций стратегическому инвестору. Тогда вслед за скромным первым шагом размещения генерирующих компаний пойдут одно за другим, и с ними осторожничать уже не будут.