От редакции: Недоверие народу

Члены комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести после оправдательного вердикта присяжных по делу об убийстве на почве национальной вражды решили, что заседатели “подвержены настроениям ксенофобии и нетерпимости в отношении представителей меньшинств и иностранцев с темным цветом кожи”. Они предложили изъять подобные процессы из судов присяжных и передать их “высокопрофессиональным судьям, чтобы избежать фарса и явных ошибок”.

На первый взгляд инициатива выглядит странно. По данным опросов ВЦИОМ, доля граждан России, испытывающих антипатию к инородцам, сократилась с 2002 по 2006 г. в полтора раза – с 32% до 21%, число толерантных, наоборот, увеличилось с 65% до 75%. “Общественникам” скорее стоит озаботиться положением дел в правоохранительных органах. По данным исследования “Левада-центра”, неприязнь к уроженцам Кавказа и среднеазиатских республик испытывают 67% сотрудников милиции.

Однако инициатива выглядит вполне логичной в русле предложений, прозвучавших на прошлой неделе от представителей других ветвей власти. Президент, премьер и парламент Чечни вновь заявили о необходимости внести поправки в Конституцию, чтобы обеспечить Владимиру Путину возможность баллотироваться на третий президентский срок. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев предложил назначать мэров городов и сельских старост. Бывший зам Юрия Лужкова считает, что выборы в современной России – “это плохо потому, что нет условий, чтобы выборная система работала профессионально”. В качестве доказательства Шанцев заявил, что ему известен невменяемый человек, избранный главой одного муниципалитета. “Если народ избрал президента и президент на свои плечи взял ответственность за страну, то президент вправе решать все в этой стране”, – заключает Шанцев. Слов нет – блестящая логика.

Граждан последовательно лишают возможности непосредственно реагировать и влиять на ситуацию в стране. Граждане не доросли до выборов губернаторов и депутатов Госдумы по одномандатным округам, не доросли до референдумов. Граждане-присяжные не доросли до дел о терроризме и шпионаже. Дорос один только российский госаппарат: количество чиновников выросло с 1,1 млн в 2002 г. (начало административной реформы) до 1,5–1,7 млн в 2005 г.

Реализация последних предложений ограничит участие народа в правосудии, превратит в фарс президентские выборы и отберет у населения возможность выбирать власть на уровне деревни, квартала и улицы, власть, которую они знают в лицо. Со стороны власти все эти действия – вотум недоверия народу. Участия народа не требуется.

Удивительно, как в России эта начальственная самонадеянность воспроизводит себя из века в век – вне зависимости от государственного устройства. Публицист и общественный деятель Иван Аксаков писал в 1868 г.: “Правительство <...> отправляясь от самых возвышенных либеральных побуждений, не прочь иногда прибегнуть и к мерам благонамеренного насилия или просвещенного деспотизма, чтобы вколотить в тупого русского простолюдина непонимаемое им благо”.