От редакции: Не вытянул

Отставка гендиректора “АвтоВАЗа” Игоря Есиповского, которую сегодня может принять совет директоров компании, хороший повод подвести первые итоги реорганизации автогиганта. В декабре приход государственных менеджеров на “АвтоВАЗ” ознаменовался всплеском надежд – господдержка и национально ориентированные менеджеры должны были поднять завод. Инвесторы, которые расценивают государственный контроль над бизнесом как гарантию для своих вложений, обрадовались: котировки “АвтоВАЗа” моментально начали расти. Но прошло более полугода, а ВАЗ и ныне там.

Новый модельный ряд за такой срок не введешь и второй завод не построишь, но для выработки стратегии времени было достаточно. Был план строить второй завод, чтобы увеличить мощность на 450 000 машин в год. Но проект оказался неубедительным. Не договорились и по другим ключевым пунктам. По крайней мере, вливания госсредств, которого ожидали после прихода на завод государственников, не произошло. Глава Роспрома Борис Алешин говорил о $5 млрд, которые государство готово выделить на развитие автопрома. Но, претендуя на средства Инвестфонда, компания не успела подготовить обоснование и заявку не подала, а выделение около $2 млрд, которые планировалось предоставить “АвтоВАЗу” на исследования и конструкторские разработки через федеральные целевые программы, заблокировало Минэкономразвития.

Финансового чуда управленцы из “Рособоронэкспорта” не сотворили, и, возможно, к лучшему – увеличение оборотов при общей разбалансированности могло только углубить кризис. Но стоит отдать должное команде Есиповского – менеджеры сделали все возможное для наведения на заводе порядка. “АвтоВАЗ” постепенно стал избавляться от посредников. По оценкам экспертов, ликвидация старой схемы работы может сэкономить заводу около $30–60 млн в год. Постепенно оздоровляя ситуацию на заводе, Есиповский, возможно, смог бы удержать за “АвтоВАЗом” позицию лидера – в здоровую компанию привлечь можно и негосударственные инвестиции, тем более что среди иностранных компаний желающие купить “АвтоВАЗ” есть и сейчас. Но вместо этого Есиповский решил уйти в отставку.

Часть аналитиков связывает это решение с конфликтом вокруг решения не продавать крупный пакет акций завода Renault. Но похоже, что все гораздо прозаичнее: на месте бывших посредников “Рособоронэкспорт” решил создать собственный торговый дом, управлять которым, как и заводом, будет отдельная управляющая компания. В новой схеме управления нынешнему гендиректору завода отводится лишь второстепенная роль. Возможно, такая же роль в дальнейшем будет отводиться и самому “АвтоВАЗу” – перспектива получения госсредств туманна, а “Рособоронэкспорт”, который в ходе реструктуризации получит окончательный контроль над заводом, сможет его продать тем, у кого есть четкая стратегия и средства на ее реализацию. А такие компании есть не только за границей, но и в России – на фоне неудач “АвтоВАЗа” активно развивается частный ГАЗ (см. статью на стр. А1). Как видно, российский автопром вполне способен существовать и без госсредств, и без вмешательства национально ориентированных госменеджеров.