Статья опубликована в № 1667 от 01.08.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Не вытянул

От редакции: Не вытянул

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Отставка гендиректора “АвтоВАЗа” Игоря Есиповского, которую сегодня может принять совет директоров компании, хороший повод подвести первые итоги реорганизации автогиганта. В декабре приход государственных менеджеров на “АвтоВАЗ” ознаменовался всплеском надежд – господдержка и национально ориентированные менеджеры должны были поднять завод. Инвесторы, которые расценивают государственный контроль над бизнесом как гарантию для своих вложений, обрадовались: котировки “АвтоВАЗа” моментально начали расти. Но прошло более полугода, а ВАЗ и ныне там.

Новый модельный ряд за такой срок не введешь и второй завод не построишь, но для выработки стратегии времени было достаточно. Был план строить второй завод, чтобы увеличить мощность на 450 000 машин в год. Но проект оказался неубедительным. Не договорились и по другим ключевым пунктам. По крайней мере, вливания госсредств, которого ожидали после прихода на завод государственников, не произошло. Глава Роспрома Борис Алешин говорил о $5 млрд, которые государство готово выделить на развитие автопрома. Но, претендуя на средства Инвестфонда, компания не успела подготовить обоснование и заявку не подала, а выделение около $2 млрд, которые планировалось предоставить “АвтоВАЗу” на исследования и конструкторские разработки через федеральные целевые программы, заблокировало Минэкономразвития.

Финансового чуда управленцы из “Рособоронэкспорта” не сотворили, и, возможно, к лучшему – увеличение оборотов при общей разбалансированности могло только углубить кризис. Но стоит отдать должное команде Есиповского – менеджеры сделали все возможное для наведения на заводе порядка. “АвтоВАЗ” постепенно стал избавляться от посредников. По оценкам экспертов, ликвидация старой схемы работы может сэкономить заводу около $30–60 млн в год. Постепенно оздоровляя ситуацию на заводе, Есиповский, возможно, смог бы удержать за “АвтоВАЗом” позицию лидера – в здоровую компанию привлечь можно и негосударственные инвестиции, тем более что среди иностранных компаний желающие купить “АвтоВАЗ” есть и сейчас. Но вместо этого Есиповский решил уйти в отставку.

Часть аналитиков связывает это решение с конфликтом вокруг решения не продавать крупный пакет акций завода Renault. Но похоже, что все гораздо прозаичнее: на месте бывших посредников “Рособоронэкспорт” решил создать собственный торговый дом, управлять которым, как и заводом, будет отдельная управляющая компания. В новой схеме управления нынешнему гендиректору завода отводится лишь второстепенная роль. Возможно, такая же роль в дальнейшем будет отводиться и самому “АвтоВАЗу” – перспектива получения госсредств туманна, а “Рособоронэкспорт”, который в ходе реструктуризации получит окончательный контроль над заводом, сможет его продать тем, у кого есть четкая стратегия и средства на ее реализацию. А такие компании есть не только за границей, но и в России – на фоне неудач “АвтоВАЗа” активно развивается частный ГАЗ (см. статью на стр. А1). Как видно, российский автопром вполне способен существовать и без госсредств, и без вмешательства национально ориентированных госменеджеров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more