От редакции: Нефтяная слепота

В российском ТЭКе не все в порядке – трубы прорывает, темпы роста добычи падают и высокие цены на энергоресурсы уже не способны исправить ситуацию. При этом мировая конъюнктура ухудшает структуру российской экономики – чем выше цена, тем большую долю российского ВВП занимает ТЭК. По официальным данным, в 2005 г. доля ТЭКа в ВВП составляла 26%. Доля нефтяных сверхдоходов в бюджете значительно выше – около половины. Но цикл высоких цен не вечен, как и запасы энергоресурсов, поэтому диверсификация экономики есть наиболее насущная задача власти.

Экономический блок правительства хорошо понимает, что вместе с нефтедолларами приходят и проблемы макроэкономического характера, и достаточно эффективно справляется с ними с помощью стабфонда. Но вот в сфере диверсификации – т. е. минимизации ущерба от нефтезависимости в будущем – эффективных решений пока не видно.

Правительство пытается решать краткосрочные задачи (снижение инфляции) и долгосрочные (диверсификация) одним и тем же инструментом – с помощью нефтяных сверхдоходов. Стабфонд изымает из оборота излишнюю денежную массу, а инвестфонд вкладывает нефтяные деньги в другие отрасли; есть еще и нацпроекты, бюджет которых также формируется за счет сверхдоходов государства. В отличие от антиинфляционных эффективность стимулирующих мер оценить пока сложно, но в их основе лежит одна и та же методика – перераспределение средств из ТЭКа в другие сферы. В результате нефтегазовая отрасль, обложенная налоговым бременем, развивается все медленнее: темпы роста добычи нефти снижаются, газа в целом – стагнируют (а у “Газпрома” уже сокращаются). ТЭКу мешают развиваться и другие ограничения: недавно принятый закон об экспорте газа окончательно закрепляет подчиненное “Газпрому” положение независимых производителей газа, последние варианты закона о недрах значительно усложнят работу в России иностранных компаний, не прекращаются и налоговые претензии.

Деградация ТЭКа, конечно, тоже может привести к диверсификации – при постоянно падающих темпах добычи рано или поздно доля ТЭКа в ВВП снизится настолько, что от нефти и газа Россия зависеть не будет. Вопрос в том, готовы ли россияне платить за диверсификацию понижением уровня жизни и сокращением ВВП, – если нет, то для достижения поставленной цели экономическая политика должна быть позитивной, а не негативной. Сейчас правительство лишь понижает рентабельность нефтегазового сектора, а для построения диверсифицированной экономики необходимо повышать рентабельность других секторов. Для этого необходимо создавать соответствующие условия, и инструментарий хорошо известен: выстраивание единых правил игры, создание инвестиционного климата, развитие инфраструктуры, невмешательство государства. Прогресса в этих направлениях мало.

Если бы чиновники всерьез прислушались к президенту, который считает Россию “энергетической империей”, и вместо торможения ТЭКа занялись его развитием, то для диверсификации было бы больше предпосылок: в бюджете – больше денег на развитие инфраструктуры, а у правительства – ни времени, ни желания вмешиваться в другие сферы экономики.