От редакции: Открытый финал

Украинский политический кризис можно считать законченным – после парламентских выборов, затянувшихся переговоров, второго крушения оранжевой коалиции появилось новое легитимное правительство. Логика политического, а возможно, и исторического процесса привела к тому, что во главе исполнительной власти снова оказался отвергнутый украинцами в 2004 г. Виктор Янукович. Но выведет ли новый старый лидер страну из политического тупика, по-прежнему не известно. Возможно, новая конфигурация только обострит застаревшие проблемы украинского общества.

Политологи и журналисты во главу угла всех новейших проблем Украины ставят противостояние востока и запада: кто-то уже констатирует раскол, кто-то предсказывает его в будущем. Этой схемой успешно пользуются и политики – раздел электоральной карты Украины по географическому признаку может служить подтверждением популярности схемы у населения. Между тем мартовские выборы в Верховную раду и последовавшие коалиционные переговоры показали, что различия в политических платформах Партии регионов (восточное лобби) и “Нашей Украины” (западное) незначительны. Во внешней политике обе партии выступают и за евроинтеграцию, и за вступление в ВТО, и лишь к НАТО Партия регионов относится более настороженно. Да и к отношениям с Россией Партия регионов, во многом контролируемая крупными украинскими бизнесменами, подходит исключительно с прагматической точки зрения. Во внутренней политике у двух сил, взявшихся представлять восток и запад, разногласий больше, но, какая бы власть сейчас ни сформировалась на Украине, она обречена на компромисс и, соответственно, едва ли будет способна на серьезные внутренние преобразования.

Несмотря на то что две силы, вокруг которых сформирована новая “Коалиция национального единства”, имеют больше общего, чем различного, вопрос о расколе Украины хоронить рано. Конечно, Виктор Ющенко делает все для того, чтобы эта тема ушла в прошлое, – в период его президентства появились полноценная конкуренция между разными политическими силами и легитимная власть, представляющая оба региона.

Подписание “Универсала национального единства” можно считать историческим прорывом. Заданные стандарты ведения переговоров уже не забыть – как и оранжевую революцию. Но для достижения настоящего успеха мало слов и документов. От эффективности нового правительства зависит, по какому пути дальше пойдет Украина. Если с новой властью Украина сможет достичь экономических и социальных успехов, несмотря на недоверие внутри правительства, тема раскола уйдет в прошлое. В противном же случае она возродится при первой удобной возможности.

История не дает украинцам однозначных рецептов. Во Франции в XVI в. вражда между католиками и гугенотами заставила их объединиться: лидер гугенотов Генрих Наваррский вступил в брак с сестрой французского короля, а затем и сам был коронован. Эта коалиция оказалась ловушкой, которая закончилась знаменитой Варфоломеевской ночью и массовыми убийствами гугенотов.

В Японии после Второй мировой появился единый блок, вобравший в себя демократов и консерваторов. Новая Либерально-демократическая партия продержалась у власти до 1993 г. и вывела страну на путь экономического процветания. Это стало возможно из-за угрозы прихода к власти социалистов. У новой украинской коалиции тоже существует общий враг, даже два. Это Юлия Тимошенко, которая одинаково пугает и Партию регионов, и “Нашу Украину”, но не избирателей. И российский энергетический диктат: для востока он неприемлем по экономическим соображениям, для запада – по политическим. Так что и у Тимошенко, и у “Газпрома” еще есть шанс войти в украинскую историю катализаторами процесса национального единения.