Пораженье от победы

Виктор Янукович снова премьер-министр; на сей раз при президенте Викторе Ющенко. Конструкция, которую на Украине полтора года назад невозможно было даже вообразить (как если бы Геннадий Зюганов стал председателем правительства при президенте Путине), будет работать, причем Янукович уверяет, что работать все пять лет – до следующих парламентских выборов. И сияет, не будучи способен скрыть торжества.

После утверждения в Верховной раде и выступления перед верными сторонниками Партии регионов, которые на всякий случай держали в окружении эту самую Раду, Янукович отправился в здание правительства. Там новый украинский кабинет министров незамедлительно, несмотря на наступившую ночь, собрался на заседание – под руководством первого вице-премьера Николая Азарова, который и в прошлый раз занимал у Януковича эту должность; а сам Янукович первым делом отправился на страстно чаемое свидание: в свой собственный, родной кабинет, где провел два года и месяц – с ноября 2001 г. по самый конец 2004 г. Он соскучился, это было видно, по кабинету. Он на многое пошел, чтобы вернуться к власти. Он дальновидно терпел и шел на компромиссы во имя этой минуты.

Началось движение Януковича к этому кабинету еще в сентябре 2005 г., когда Ющенко впервые понадобилась его помощь. Оранжевому премьер-министру Юлии Тимошенко, не выдержавшей повседневной рутины во главе исполнительной власти, предложили хлопнуть дверью. Президенту нужен был нормальный, надежный премьер – в общем, Юрий Ехануров. Без помощи Партии регионов утвердить его было невозможно.

Тут они впервые договорились; тут Янукович понял, что поражение на президентских выборах дорогого стоит на украинском политическом рынке, а его злейший соперник Ющенко понял, что Янукович – полноценный политик и партнер.

В процессе предвыборной кампании и сразу после выборов Янукович казался значительной части украинцев, даже из числа тех, кто его поддерживал, человеком несамостоятельным, неудачным изобретением предыдущего президента Леонида Кучмы, ставленником ненавистной Москвы и куклой донецких капиталистов – а может, и был таким. Но после победы Ющенко Кучма сошел со сцены, Москва ставленника забыла и принялась, как могла, портить Киеву жизнь; донецкие капиталисты только никуда не делись, но, говорят, рассматривали вопрос, не поменять ли лицо, т. е. не отказаться ли от Януковича.

Пройдя сквозь все это, Янукович закалился и приобрел необходимую гибкость; но и не только. Он понял, что украинская политика должна касаться всей территории страны и всех ее сил; кстати, это же самое как следует осознал и Ющенко по ходу правительственных кризисов.

Тем не менее очевидно: любые неудачи президент будет валить на своего премьера. Но если все пойдет так, как было при первом премьерстве Януковича, когда экономика Украины росла почти на 15% в год, то на следующих президентских выборах проблем у Януковича не будет. Если, конечно, он захочет в президенты.