От редакции: Бензин инфляции

В июле цены на бензин росли быстрее инфляции (1,1% против 0,7%). Эксперты заговорили о скором кризисе: вот-вот литр топлива будет стоить более 20 руб. и последствия могут быть катастрофическими – так, согласно опросам ВЦИОМ, около 18% автовладельцев при такой цене на топливо оставят свои автомобили в гараже и начнут пользоваться общественным транспортом. Для владельцев бензоколонок это потеря клиентов, для общественного транспорта – увеличение нагрузки, в целом – спад активности. Единственный плюс – в городах будет меньше пробок. Но те, кто захочет воспользоваться пустыми дорогами, будут вынуждены платить за это высокую цену – эксперты прогнозируют 10%-ный рост розничной цены на бензин уже в ближайшее время.

Поскольку решение отказаться от автомобиля будет вынужденным, возможны массовые протесты. Государство уже сталкивалось с протестными настроениями среди автовладельцев (попытка запрета правого руля и дело Щербинского) и было вынуждено пойти им навстречу. В прошлом году правительство решило проблему просто, заставив нефтяников заморозить розничные цены на бензин. Они действительно перестали расти, но совершенно по другой причине – рыночной: из-за повышения экспортных пошлин внутренний рынок оказался затоварен. Сейчас ситуация не столь критическая, и рост цен на бензин не слишком значительно сказывается на кошельках покупателей – в целом за первые шесть месяцев 2006 г. цена на бензин росла медленнее инфляции: бензин в среднем подорожал на 3,7%, а инфляция составила 6,9%. Но ряд факторов говорит о том, что предсказываемый кризис вполне может произойти: несмотря на мировую конъюнктуру, на внутреннем рынке нефть не подешевела и цена закупки нефти для переработки возросла в августе в среднем на 15%. Это может повлечь за собой и рост цен на бензин – оптовые цены серьезно выросли уже в июле (на А-92 и А-95 – более чем на 5%), а в связи с увеличением цены поставки нефти рост может ускориться. Вслед за ростом оптовых цен последует рост и розничных, и тут-то сложившуюся тенденцию почувствуют конечные покупатели.

Возрастет и стоимость транспортных услуг, а с ними цена товаров, и бензиновый скачок заметит все население – дополнительные пункты в росте инфляции по результатам года обеспечены. Если правительство не опасается протестов автолюбителей, то уж с ростом инфляции оно обязано что-то делать.

Ценообразование на заправках строится не по затратному принципу, а по принципу покупательной способности – цены растут до тех пор, пока покупатели готовы платить. Сезонные колебания – хорошее прикрытие для бизнеса на бензине: ими объясняют повышение цен, но логичного обратного спада никогда не наблюдается. Мировая конъюнктура на российскую стоимость бензина практически не влияет: как показали расчеты МЭРТ, в себестоимости бензина ставка НДПИ составляет менее 10%, а вот прибыль трейдеров и расходы на розничную реализацию, вместе взятые, – более 33%.

Стратегия трейдеров – максимально увеличивать и поддерживать на высоком уровне розничную маржу. Это нормальное поведение любого игрока в любой экономике, но на бензиновом рынке сложилась особая ситуация – за счет большой маржи трейдеры способны выдержать и сезонные колебания, и увеличение цены поставки, но из-за отсутствия конкуренции все издержки перекладывают на плечи потребителей. В России заправочный бизнес колоссально монополизирован – на региональном уровне рынок держат одни и те же группы и союзы, а получить площадку под строительство и необходимые документы крайне сложно. Так что вместо наращивания барьеров государству стоило бы развивать конкуренцию – это единственный путь, который может нормализовать ситуацию с ростом цен на бензин.