От редакции: Эволюция советов

Владимир Путин подписал указ о порядке образования общественных советов при федеральных ведомствах, подконтрольных президенту (а это в основном силовые ведомства). Теперь советы будут организовываться “по предложению совета Общественной палаты РФ” (ОП). Для гражданских ведомств подобная опция была оговорена в прошлогоднем законе “Об Общественной палате РФ” и соответствующем распоряжении правительства.

Между тем общественные советы при ведомствах, при губернаторах и мэрах создаются регулярно с 1990-х гг. Беглый поиск в Интернете знакомит нас, например, с общественными советами при мэрах Москвы, Великого Новгорода, Омска, при прокуроре Москвы, при ГУВД Пермского края и Северной Осетии, при Федеральном агентстве геодезии и картографии. А при мэре Краснодара в 2004 г. было целых 19 отраслевых общественных советов. Очевидно, с этой самодеятельностью постепенно будет покончено, и под федеральной ОП будет создана строгая вертикаль отраслевых и региональных палат и советов. Не важно, что сама ОП пока к этому не готова: ей помогут.

Большинство комментаторов указа сходятся в том, что советы при министерствах будут играть роль вывески, свидетельствующей о гражданском контроле, и подменят собой реальную обратную связь, которую с переменным успехом осуществляют правозащитники. Эволюция советов в России наглядно иллюстрирует изменения демократической модели.

В СССР советы были органами представительной власти. В первые годы они таковыми и являлись – и слово “совет” можно было перевести как “место, где люди совещаются и принимают решения”. Затем представительная власть в стране выродилась, и советы стали играть декоративно-прикладную роль; передовики производства и лучшие представители интеллигенции на съездах голосовали за решения партии, а между съездами могли порадеть за родной округ в министерствах. В короткое перестроечное время советы успели побывать ареной жаркой политической борьбы. После октября 1993 г. слово “совет” стало непопулярно, и органы представительной власти получили другие имена – “дума”, “собрание” и т. п.

Зато стали появляться общественные советы. В советы при выборных чиновниках, как правило, входили уважаемые люди страны, региона, города, которые обеспечивали дополнительный имиджевый эффект, необходимый в системе регулярных выборов. В советы при ведомствах входили влиятельные, а то и “авторитетные” люди и организации, которые в условиях бюджетного дефицита могли спонсировать приобретение оргтехники, транспорта, квартир и заграничных путевок, создавая дополнительную “коррупционную стоимость”.

Теперь, после отмены губернаторских и фактической дискредитации остальных выборов, имиджевый эффект общественных советов снижается. С подчинением советов Общественной палате упадет и “коррупционная стоимость”. Нынешняя функция советов исключительно наблюдательная и консультативная. Это будет “место, где сидят люди, которые что-то советуют другим людям, которые и принимают решения с учетом или без учета совета”. В 1990-е эта функция не была востребована потому, что можно было влиять на решения властей методами обычной представительной демократии.