От редакции: Вкус манной каши

Граждане России уверены, что оппозиция достаточно представлена на центральном телевидении и в прессе, а если она и уступает партии власти, то только благодаря своей слабости и неконкурентоспособности. Таковы результаты опроса ВЦИОМ – они изложены в статье на этой странице.

Картина эта кардинально расходится с результатами исследований, проводимых совместно Центром экстремальной журналистики и словацкой общественной организацией МЕМО98, которая специализируется на мониторинге прессы. С 1 марта они ведут мониторинг пяти телеканалов (“Первый канал”, “Россия”, “ТВ Центр”, НТВ и Ren-TV) и четырех газет (“Российская газета”, “Парламентская газета” “Коммерсантъ” и “Комсомольская правда”). Эксперты замеряют, сколько эфирного времени и газетного пространства уделяется различным политическим темам, а также оценивают характер материала по категориям “положительный”, “отрицательный” и “нейтральный”. В исследуемые периоды (март и апрель – май) большинство телеканалов не предоставляли оппозиции существенного эфирного времени и возможности оспаривать политические взгляды действующей власти; президент, правительство и “Единая Россия” получали более 91% времени в политических новостях в прайм-тайм на “Первом канале” и канале “Россия”; информация о президенте на трех государственных телеканалах была исключительно положительного или нейтрального характера. В газетах плюрализма больше, но их аудитория ограничена. Напомним, что в рейтинге свободы прессы Freedom House Россия заняла в этом году 158-е место из 194 возможных, а в осеннем рейтинге “Репортеров без границ” – 138-е из 167.

Безусловно, прямо сравнивать социологический опрос и мониторинг прессы некорректно. Но уж слишком противоположные картины они рисуют. Кое-какие недочеты в исследовании ВЦИОМ видны невооруженным глазом и могут быть восприняты как искажающие реальную картину. Социологи просят граждан сравнить информационные возможности партий. Но власть в России не партийна. Президенту и правительству ТВ отдает больше времени, чем партии власти.

Но еще печальнее вот что. Как можно расспрашивать об особенностях французской кухни тех, кто сидит на манной каше? На всю территорию страны вещают только государственные “Первый” и “Россия” (охватывают 99,8% и 98,5%). Та же ситуация с радио – самое большое покрытие у “Радио России” и “Маяка”. Интернетом и газетами как источником политических новостей пользуются в основном жители столиц.

То есть о возможных ограничениях для оппозиции, да и о качестве самой оппозиции граждане могут узнать только из телевизора, где оппозиции нет и об ограничениях никто не говорит. Удивительно, что граждане вообще знакомы со словом “оппозиция”. Таким образом, респонденты, которым был адресован вопрос, находятся в ограниченном информационном пространстве. В прикладной социологии эта ситуация называется “несоответствие признака объекту”. Это все равно что спрашивать у человека, который не курит, нравится ли ему вкус сигарет.