От редакции: Звезды регулирования

В футболе есть такая поговорка: “Лучший судья тот, которого не видно на поле”. Подразумевается, что главное – игра, а судья, как ее регулятор, должен создать игрокам условия для ее ведения по правилам. Применительно к государству можно сказать, что регулятор какого-либо рынка должен отстроить его функционирование таким образом, чтобы самому как можно реже вмешиваться.

В последнее время среди российских регуляторов выделяются Роспотребнадзор и Росприроднадзор, а еще точнее – звезды этих команд Геннадий Онищенко и Олег Митволь. Онищенко прославился главной ролью в торговых войнах России с соседями по СНГ, а Митволь – борьбой с дачами, построенными не там. Любые действия звезд госрегулирования вызывают повышенное внимание публики, убытки у проверяемых компаний и часто – проблемы для целых рынков. Некоторые считают, что в российской “приблизительной” экономике, где законы принято соблюдать не всегда, жесткий госконтроль становится мощным инструментом конкуренции. Главное – научиться его использовать.

Возможно, все проще. Такая ситуация характерна для рынков, находящихся в стадии становления. В свое время не каждое действие ЦБ по регулированию банковской деятельности или Минфина по регулированию страхового рынка встречало понимание участников. Но такого мощного резонанса они не вызывали, а ошибки в правилах устранялись общими усилиями компаний и регулятора. Хотя Онищенко и Митволь осуществляют регулирующие функции для компаний множества рынков, больше всего бед они принесли рынкам алкоголя (испытывает проблемы с контрафактной и некачественной продукцией) и земли (в последнее время законодатели меняли правила землепользования, землеотвода, пользования водными ресурсами).

Пути решения подобных проблем известны. Необходимо создать модель взаимоотношений, обеспечивающую предсказуемость и прозрачность действий регулятора. Правила принятия решений должны стать гласными, в том числе на этапе планирования, участники рынка должны получить право обсуждать их на открытых слушаниях и четкие сроки обжалования решений. Безусловно, необходим и независимый суд.

Скорого улучшения ситуации ждать не приходится. На развитых рынках чиновникам сложно использовать должность в целях политической саморекламы. В России же нет четкого разделения между понятиями “чиновник” и “политик”. Не случайно, по опросам, партии пользуются наименьшим доверием у населения – реальная власть принадлежит чиновникам. В действиях Онищенко и Митволя 50% регулирования и 50% пиара. Вот, например, кто-нибудь знает, как зовут не замглавы, а главу Росприроднадзора? (Его зовут Сергей Сай.) А Онищенко недавно одна из газет с иронией включила в список преемников президента.

Но просто так пиариться чиновнику в России нельзя. Онищенко своими запретами участвует в регулировании внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Митволь претензиями к независимым энергетикам расчищает дорогу государственным “Роснефти” и “Газпрому”. Хоть они и политики, но умеют работать в команде.