От редакции: Иммунопрофицит

Полпред президента в Приволжском округе Александр Коновалов предложил ограничить неприкосновенность отдельных категорий должностных лиц в целях усиления борьбы с коррупцией. “В частности, разрешить проведение оперативных мероприятий в отношении отдельных категорий чиновников, судей, представителей выборных органов власти, некоторых других категорий госслужбы”, – заявил он в интервью “Независимой газете”.

Конституционной неприкосновенностью в России обладают только президент, депутаты Федерального собрания и судьи. Законы и подзаконные акты вводят также ряд ограничений для милиции в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении прокуроров (прокуроры проверяют себя сами) и адвокатов. Чиновники высшего звена и губернаторы пользуются лишь неформальной неприкосновенностью, и оперативные действия в их отношении вполне могут проводиться (достаточно вспомнить бывшего ненецкого губернатора Алексея Баринова).

Тем не менее идея полпреда дышит свободой – ведь она предполагает равенство всех перед законом. Справедливости ради следует сказать, что подобные идеи появляются регулярно. А неприкосновенность губернаторов и депутатов региональных парламентов, существовавшую в 1990-е, даже удалось отменить. Но, по мнению полпреда, еще есть над чем работать.

Правда, немного смущает, что неприкосновенность депутатов и судей придумана не в России; это традиционный демократический институт, одно из средств обеспечения независимости представительной и судебной власти от исполнительной. Иммунитет депутатов и судей носит безличный и объективный характер: конкретный депутат или судья может быть арестован и осужден при соблюдении законных условий снятия иммунитета, однако неприкосновенность необходима для исполнения его должностных обязанностей. Снятие иммунитета не уничтожит законодательную и судебную власть, но, безусловно, усилит возможности манипулирования их представителями. Трудно сказать, уменьшит ли это коррупцию в Думе и судах, зато точно создаст новую коррупционную стоимость в спецслужбах. Кстати, сегодня правом проводить оперативно-розыскные мероприятия обладают несколько ведомств: МВД, ФСБ, СВР, Госнаркоконтроль, частично внешняя разведка Минобороны и внешняя разведка ФАПСИ.

Коррупция уже давно проблема не полицейско-прокурорская, а политическая и системная. Причины ее известны: непрозрачность и клановость власти, концентрация функций управления в центральном аппарате, значительное присутствие государства в экономике, зависимые СМИ и т. д. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что наиболее пораженными коррупцией россияне считают местные органы власти (31%), ГАИ (30%), милицию (22%), федеральное правительство (20%), крупный бизнес (16%), судебную систему (14%). При этом такая мера борьбы, как наделение правоохранительных органов дополнительными полномочиями и финансированием, не пользуется большой популярностью (19%), в отличие от, например, конфискации имущества (39%), сокращения госаппарата (38%) и смертной казни (28%). Любопытно, что 35% респондентов все еще надеются на усиление контроля над деятельностью чиновников со стороны общества и его демократических институтов.