Агитатор

Прошлой осенью президент Путин наградил президента Альфа-банка Петра Авена орденом Почета. Взяв слово, награжденный Авен сказал: “Очень важно, что теперь в России, как в любой цивилизованной стране, бизнесменов считают полезными для общества, что их труд оценивается на государственном уровне”.

По-разному, конечно, оценивается, показывает правоприменительная практика последних лет. Но что касается самого Авена, то к нему президент явно благоволит. Авен ведь даже не контрольный собственник “Альфы”, у него там всего 14%, однако из частных бизнесменов никто чаще него у Путина не бывает. Путин его даже в Амстердам с собой брал, когда ездил туда с официальным визитом.

Возможно, работает старое знакомство: Петр Авен был министром внешних экономических связей России тогда же, когда Владимир Путин отвечал за внешние экономические связи в мэрии Петербурга; правда, достоверных свидетельств их каких-то особых отношений нет. А может, просто исключительно талантливый в общении Авен нашел приемлемый формат разговора – а президенту не может не быть интересно слушать еще кого-то, кроме чиновников! Или – общее увлечение часами Patek Philipp?

Петр Авен создал себе исключительную карьеру, умудрившись нигде не вляпаться. Московская школа № 2, которую он окончил, имела высочайшую репутацию, была снобской – но в то же время не была кузницей коммунистических кадров; то же можно сказать и про экономический факультет МГУ, где Авен продолжил образование. Во ВНИИ системных исследований Академии наук СССР, куда он пошел научным сотрудником после защиты кандидатской, он работал с Егором Гайдаром, шоковым терапевтом, и Александром Жуковым, нынешним вице-премьером, – вроде бы коммунистами, но с головой. С подачи Гайдара Авен вошел в ленинградский экономический кружок: Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин, Михаил Маневич... И опять: организация была неформальная, но отнюдь не антисоветская и нарочито не идеологическая.

Значительная часть этого кружка составила потом российское правительство, но до министерской должности Авен успел поработать в любопытном месте – Международном институте прикладного системного анализа, находившемся в Австрии. Его создали в начале 1970-х совместно СССР, США и их политические сателлиты – для решения общецивилизационных проблем, не касающихся политики, гонки вооружений и т. д. Первый директор этого института, Говард Райффа, всегда гордился тем, что у него не работали разведчики.

И из чиновников Авен ушел как-то вовремя, занявшись малопонятным тогда бизнесом на государственных долгах. И увлечение у него какое-то политкорректное: собирает художников “Бубнового валета” и советский агитационный фарфор. Вроде настоящее искусство, а в то же время и не против властей. Олимпийцам помогает – спорт ведь не политика. Не очень только понятно, почему он лауреат премии “Светлое прошлое”, которая дается за прославление Челябинской области, но явно ничего предосудительного.

В общем, агитационный образец российского бизнесмена. Равняйся, кто может.