От редакции: Русский экзамен

В России широко распространено мнение, что Янукович и его Партия регионов – пророссийские силы и с их приходом к власти в отношениях между странами сразу наступит потепление. Грядущий визит Януковича в Москву поможет убедиться в справедливости этих ожиданий. Но уже сейчас есть основания думать, что пророссийская ориентация новой власти – во многом предвыборный миф и политика Коалиции национального единства будет прагматичной и проукраинской.

Взаимозависимость двух стран велика, и политические разногласия сразу сказываются на экономическом положении. Украина входит в пятерку крупнейших российских внешнеторговых партнеров, но после оранжевой революции интенсивность товарооборота начала падать: в 2004 г. на Украину приходилось 5,9% российского экспорта, в 2005 г. – 5,1%. Импорт товаров c Украины сократился не столь значительно: с 8,1% от общего российского импорта в 2004 г. до 7,9% в 2005 г. При этом в абсолютных цифрах товарооборот продолжает расти, но если бы отношения между двумя странами были лучше, росли бы и абсолютные, и относительные показатели. Проблем здесь несколько. Помимо так называемой газовой заглушки российские власти задействовали еще ряд мер воздействия на соседа – ветеринарные препоны на пути мясо-молочной продукции и пошлины на импорт труб. Именно эти вопросы и попробует решить Виктор Янукович в Москве.

Ключ к их решению находится в Кремле, и все предпосылки для размораживания российско-украинских отношений налицо: Россия по-прежнему заинтересована в интеграции на постсоветском пространстве, а на Украине появилась новая, более прагматичная власть. Однако ожидания, что в обмен на экономические договоренности России удастся выторговать у Украины режим политического благоприятствования, напрасны. И Янукович, и Партия регионов, да и вся Украина уже не те, что прежде. Не стоит ждать ни смены внешнеполитического курса, ни эры легких отношений с Россией. Курс на интеграцию с Европой прописан не только в Универсале национального единства, объединяющем коалицию, но и в программных документах самой Партии регионов. Индикатором изменений может служить и языковой вопрос – на днях Янукович заявил, что о придании русскому языку статуса государственного говорить рано (это был один из лозунгов партии). Переговоры в Москве премьер назвал “боем быков”: они будут сложными и острыми, но результативными. У Януковича есть и свое видение решения газовой проблемы: Украине необходимо инвестировать в добычу энергоресурсов в России, Казахстане и Узбекистане.

Готовы ли к такому разговору в Москве? Пока трудно сказать, насколько осознано российскими политиками то обстоятельство, что новые, сугубо прагматичные взаимоотношения – это надолго. Действия, предпринимавшиеся российской стороной до сих пор, были по преимуществу тактическими ходами с неочевидным эффектом. Появление посредника в лице Rosukrenergo помогло “Газпрому” повысить цену на газ в два раза, но и половину прибыли получают не акционеры компании, в том числе государство, а украинские частные лица. Борьба с мясо-молочным импортом только усиливает проблему дефицитности российского мясного баланса. Протекционистская политика в трубной промышленности приводит к росту внутреннего производства, но понижает рентабельность российского ТЭКа, который вынужден переплачивать за продукцию того же качества.