От редакции: Вне конкуренции

Рынок недвижимости так перегрелся, что тают последние надежды на успех национального проекта “Доступное жилье”. Цены на бензин так растут, что каждый пятый автовладелец подумывает об отказе от использования собственного транспорта. Из-за дефицита мяса местного производства качество продукции падает, а цена растет. Все это разные явления, но у них есть две общие черты: они дорого обходятся россиянам и у них одна причина – отсутствие конкуренции.

Более привычный способ объяснять рост цен на этих рынках – мировая нефтяная конъюнктура и российская инфляция. Но если в случае с московской недвижимостью, превратившейся в инвестиционный инструмент, и ценообразованием бензина стоимость нефти действительно как-то влияет на ситуацию, то на мясном рынке нефтью не пахнет. Но там идут те же самые процессы – из-за дефицитности мясного баланса среди производителей практически нет конкуренции и цены все меньше связаны с качеством. Дефицит предложения новых квартир также приводит к повышению их стоимости, и этой ситуацией даже заинтересовалась прокуратура, подозревающая застройщиков в ценовом сговоре (см. колонку “Цитата недели” на стр. А4). Антимонопольным чиновникам стоило бы обратить внимание и на рынок бензина. Несмотря на прямую связь между бензином и нефтью, рост розничных цен также объясняется вовсе не мировой конъюнктурой, а слабой конкуренцией: во многих регионах на заправочном рынке доминирует одна компания. Свежим примером может служить аукцион в Санкт-Петербурге, на котором все выставленные на продажу 30 площадок под автозаправки достались единственному игроку – “Газпром нефти”. В силу условий аукциона победитель был единственным претендентом.

Проблема конкуренции, вернее, ее отсутствия – структурная болезнь российской экономики. Высшая школа экономики совместно с Всемирным банком провела исследование, в ходе которого опросила руководителей более 1000 предприятий в 49 регионах страны. В частности, более 20% руководителей заявили, что их компании занимают монопольное положение на рынке – т. е. их доля составляет более 50%.

Результаты отрезвляющие. Пока российская экономика не только не конкурентоспособна, но и не стремится к тому, чтобы таковой стать. Около половины предприятий не конкурируют с зарубежными производителями. Особенно высока региональная монополизация – около 30% компаний реализуют свою продукцию в том же регионе, где и находится их производство. В случае с производством это не злой умысел, а наследие советской структуры промышленности, когда в каждом регионе строился один крупный завод: в плановой экономике конкуренция была не нужна.

Не нужна она, видимо, и современной российской бюрократии. Демонополизация рынков возможна только при значительной дебюрократизации бизнеса, исчезновении искусственных барьеров на входе и уменьшении госрегулирования. Между тем в последнее время наблюдается лишь обратный процесс – все заметней становятся такие регуляторы, как Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Не отстают и налоговики с прокуратурой. Усиливается и прямое участие государства в бизнесе – по оценкам экспертов из агентства Mergers.Ru, в прошлом году государство заняло 30% на рынке M&А. Примерно столько же приходится на государство и на российском фондовом рынке. По мнению экспертов, конкуренция между госкомпаниями – миф: монополиями легче управлять и они приносят больше прибыли. Более того, слабая конкуренция более чем выгодна бизнесу – т. е. тем бизнесменам, которые уже пробились на рынок.

Конкуренция между компаниями нужна только потребителям и российской экономике в целом. Пока ее нет, потребители будут вынуждены платить втридорога, а отечественные производители и страна в целом останутся неконкурентоспособными на мировых рынках.