От редакции: Пропорции войны

Прекращение огня на Ближнем Востоке дает возможность не только оплакать и похоронить убитых, но и подумать над тем, куда приведет мир дальнейшая эскалация насилия.

Главное последствие войны – смерть. Подтверждена гибель 1109 мирных ливанцев, а среди бойцов “Хезболлы”, по израильским данным, за 33 дня боевых действий погибло 530 человек. Несколько сотен тысяч ливанцев остались без крова. Погибло как минимум 156 израильтян, из них 40 – мирные жители.

Финансовые и экономические потери несопоставимы с потерями жизней, но и они важны, поскольку помогают лучше понять произошедшее. По предварительным подсчетам израильских экспертов, война обошлась Израилю в $5,7 млрд. Из них $2,3 млрд составили расходы непосредственно на ведение боевых действий, $1,3 млрд – ущерб от бомбардировок “Хезболлы”, ущерб от производственного спада оценивается в $1,3 млрд. Помимо этого из госбюджета направлялись средства на поддержку местных властей.

На днях глава израильского Центрального банка Стенли Фишер заявил, что из-за конфликта экономический рост замедлится минимум на 1%. Ранее ожидалось, что в 2006 г. ВВП Израиля вырастет на 6%. Война привела и к обвалу шекеля – правда, не катастрофическому. За первые дни конфликта он подешевел относительно доллара на 4%. Фондовый рынок оказался более чувствительным и в первые дни упал на 8%, но после прекращения огня начал расти и сейчас уже наверстал половину потерянного. Потери Ливана от повреждения инфраструктуры оцениваются в $2 млрд.

Для Израиля и Ливана и человеческие, и материальные потери значительны. Но для мира, как выяснилось, судьба двух военнослужащих, похищение которых спровоцировало военные действия и смерть многих других, не так уж значима. Фондовые рынки не обвалились, цена на нефть хоть и колебалась, но не превысила максимума. При этом конфликт носил международный характер, а ситуация на Ближнем Востоке исторически влияет на экономическое положение стран Запада.

Несущественность войны стала возможна не из-за локального ее характера, а из-за общей катастрофической ситуации в мире. Геополитическая напряженность, ожидания конфликта с Ираном, нарастающий по всему миру энергетический эгоизм уже настолько накалили ситуацию, что израильско-ливанский конфликт оказался лишь каплей в море. Нарушение принципа пропорциональности – в ответ на теракт последовала война – не оказалось фатальным. Война в отдельном регионе не нанесла существенного урона мировой экономике. Эта тенденция угрожает мировой безопасности – возможно, подсчет убитых и убытков охладит пыл конкретных израильских генералов или лидеров “Хезболлы”, но едва ли остановит от подобных действий других игроков.

Сдерживающих факторов для войны стало меньше еще и потому, что нет опасности, что локальный конфликт приведет к столкновению сверхдержав. Одному из участников война теоретически может принести больше плюсов, чем убытков, а это стимул к насилию. На этом фоне необходимо вернуться к развитию глобализации, которая в последнее время переживает кризис. Продолжение переговоров в рамках ВТО приобретает важность с точки зрения глобальной безопасности. Война не может и не должна быть выгодной никому. Только глубокое осознание этого ведет к миру и стабильности.