Генерал и его акции

Начальник генштаба Израиля генерал Дан Халуц стал виновником скандала. Вот уже неделю израильская и мировая пресса не может ему простить, что в тот момент, когда при его непосредственном участии решался вопрос о начале военной операции в Ливане, генерал позвонил своему брокеру и приказал продать принадлежащие ему акции, выручив $27 500 (за два следующих дня фондовый индекс TA-25 упал на 8,3%). Это инсайд, говорят одни. Как он вообще мог думать о чем-то в трудный для родины момент, возмущаются другие. Проступок генерала по израильским законам недоказуем (сведения, которыми он владел, не имели отношения к эмитентам принадлежавших ему акций, т. е. это не инсайд) и ненаказуем (генералу не возбраняется управлять акциями). Поэтому критики просто предлагают начальнику генштаба уйти в отставку.

Дан Халуц – боевой генерал: в его послужном списке участие в трех войнах, несколько сбитых самолетов. Когда он возглавлял израильские ВВС, с воздуха были уничтожены несколько знаковых лидеров “Хамаса” – Ахмед Ясин, Абдель Азиз аль-Рантисси и Салах Шхаде. Во всех случаях погибали и другие люди, случайно или не случайно оказавшиеся рядом, но генерал Халуц, когда его спрашивали про совесть, говорил, что спит спокойно. Сейчас, когда его упрекают в продаже акций, он тоже себя виноватым не признает, напоминая, что и военные имеют право на частную жизнь, в том числе финансовую. И в отставку уходить отказывается.

Глядя на всю эту шумную историю из России, можно сделать два наблюдения.

С одной стороны, все очень похоже. Акции генерал сбросил 12 июля, а широкую известность этот факт получил в середине августа (есть подозрение, что информация утекла из Bank Leumi, который уже начал расследование). Обычно такое происходит, когда это кому-нибудь нужно – а не слишком удачная военная операция израильтян явно не прибавила генералу друзей. Кстати, тот факт, что более страшного компромата не нашлось, говорит в пользу генерала: так, Анатолия Чубайса и компанию, после того как они успешно распродали полстраны, упрекали в слишком высоком гонораре за книжку “Приватизация в России”.

С другой стороны, все не похоже. Потому что генерал не отмолчался, сделав вид, что ничего не произошло, а признал, что акции продал, но не видит в этом ничего предосудительного. И его заявление было растиражировано всеми газетами. В аналогичных случаях у нас все проходит гораздо тише. Например, недавнее решение цюрихского арбитража, в котором российский министр связи Леонид Рейман был фактически обвинен в коммерческой деятельности, газеты освещали, а министр комментировал очень скупо. Не генеральское это дело.