От редакции: Дело будущего

УБЭП ГУВД Москвы проверяет действия футбольного судьи Павла Кулалаева в матче чемпионата России “Томь” – “Спартак”. УБЭП попросила об этом прокуратура Москвы, а прокуратуру – депутат Госдумы Михаил Гришанков. В матче, состоявшемся еще 16 июля, Кулалаев неправильно назначил пенальти в ворота “Спартака”, удалил спартаковского игрока и не засчитал гол в ворота “Томи”, встреча закончилась вничью 2:2. Руководство “Спартака” обвинило Кулалаева в предвзятости и пообещало, “если это будет возможно, возбудить уголовное дело”. Праведное негодование спартаковцев наткнется на большие юридические сложности.

Проверка свидетельствует о некоей проблеме соблюдения правил, установленных внутри футбольного сообщества. Случаи такие нередки и зафиксированы в разных странах и разных видах спорта. Но вмешательство правоохранительных органов нигде не стало постоянной практикой. Спорт – это игра, правила которой устанавливаются и контролируются саморегулируемой организацией – федерацией данного вида спорта. Общие правила организации спортивных соревнований оговариваются в Гражданском кодексе, но и это для спорта не догма: например, квоты на количество иностранных легионеров в клубах нарушают конституционные и трудовые права иностранцев.

Если правила игры грубо нарушаются, значит, в системе непорядок – федерация собирается и решает, как его искоренить. Федерация может оказаться неспособной навести порядок, если она “захвачена” одной или несколькими группами влияния. Или если правила не детализированы, а традиции честной игры не прижились. Игра игрой, но спорт еще и бизнес, затрагивающий интересы групп населения. Следовательно, нарушения правил могут приводить к нарушению конкурентной бизнес-среды и ущемлению прав потребителя. Может быть, этим и займутся правоохранительные органы?

На деле потребительские права болельщика очень неясны: выигрыш любимой команды не гарантирован, как и хорошее судейство. Что касается спортивного бизнеса, то его развитие в России пока не слишком отошло от нулевой отметки. Говорить о его прибыльности, прозрачных правилах, рыночных институтах не приходится.

Уголовное дело может быть заведено, если будет доказан факт давления на судью – сделать это без признания самого судьи практически невозможно. А спортивное наказание Кулалаев уже понес: он отстранен от работы во всех лигах.

Кстати, результатом недавнего коррупционного скандала в итальянском футболе стали тоже исключительно спортивные наказания: отлучения от футбола, снятие очков с команд, перевод в нижнюю лигу, денежные штрафы. При том что расследование велось несколько лет, тайно прослушивались телефоны президентов клубов. При том что итальянское законодательство, в отличие от российского, содержит понятия “спортивный обман” и “нарушение принципов честности и неподкупности”.

Обращения по спортивным делам в суд или прокуратуру могут быть полезны как раз с точки зрения развития законодательства и еще самосознания спортивных федераций. Проверки бодрят и дисциплинируют.