От редакции: Информационный тупик

От качества информации зависит правильность решений, принимаемых министрами и гендиректорами, жизнеспособность банковской системы, адекватность цен на рынках, в частности на финансовом. Наступающая в России эпоха информационной экономики отличается от экономики обычной лишь объемами необходимых данных и средствами их передачи, хранения и анализа. Россия в этой области пока значительно отстает от развитых стран.

Еще в поздние советские времена о необходимости массовой компьютеризации говорил академик Евгений Велихов, ныне секретарь Общественной палаты. В дальнейшем усилия по интернетизации и компьютеризации принимал фонд Джорджа Сороса – до тех пор пока меценат не свернул деятельность в России. После разочарования Сороса эстафету подхватили российские власти – в начале первого путинского срока был разработан мегапроект “Электронная Россия”, предусматривавший создание единой правительственной информационной системы, всероссийское компьютерное обучение, создание технопарков и центров доступа к Интернету. Электронной Россия должна была стать к 2010 г. Но эта перспектива, видимо, откладывается, поскольку на прошлой неделе программу сильно урезали. Теперь задача сводится к внедрению системы электронного правительства, которая когда-нибудь даст возможность населению общаться с чиновниками виртуально.

Но процесс все равно продолжается – теперь с информационной отсталостью будет бороться Росстат, которому правительство в рамках программы “Развитие государственной статистики России в 2007–2011 гг.” выделило более 5 млрд руб. За это время Росстат планирует привести качество своей продукции в соответствие с лучшими мировыми образцами. Реформа давно назрела. Недостатки официальной статистики приводят к существенным просчетам и в госуправлении, и в бизнес-планировании.

Наличие информации и возможность быстро анализировать данные может привести к настоящему рывку. В Евросоюзе и США всевозможные государственные базы данных не только существуют, но и – в гораздо большей степени, чем в России, – являются открытыми для любого пользователя Интернета. Раскрытие информации и сведение воедино различных госданных и есть цель программы Росстата.

Для реализации программы необходимы титанические усилия, особенно учитывая скудость финансирования – 5,27 млрд руб. на четыре года. На “Электронную Россию” за девять лет планировалось выделить 77 млрд руб., но результатов ее так и не видно. При этом существенная часть средств из выделенных 5,3 млрд руб. пойдет на ремонт и модернизацию зданий, принадлежащих Росстату, а на новые разработки уйдет лишь чуть более 300 млн руб.

Еще около половины пойдет на закупку техники, программного обеспечения и интеграцию сетей. Главная проблема российской статистики не в старых компьютерах. Для сведения воедино всех данных, которые реально существуют в министерствах и ведомствах, Росстату придется сначала разобраться в их легитимности – далеко не вся информация, собираемая и хранимая госструктурами, получается законным путем. После этого статистики столкнутся с другими проблемами юридического характера – передача информации и ее обобщение в электронном виде достаточно строго регламентируются. Еще одна проблема – унификация данных: во многих структурах дублируется одна и та же информация, но в совершенно разных видах и форматах.