От редакции: Забытые войны

Общими усилиями война на Ближнем Востоке остановлена, хотя мир и остается хрупким. И вот уже вводится миротворческий контингент и в страну идет поток гуманитарной помощи.

Но, например, война в Шри-Ланке такого внимания не привлекает. Армия Шри-Ланки и “Тигры освобождения Тамил Илама” снова воюют с 8 августа. Погиб 141 мирный житель, 700 боевиков-“тигров” и 106 военнослужащих правительственных войск. Проверить эти данные сложно, потому что в зоне конфликта мало наблюдателей и журналистов. С призывом к немедленному прекращению боевых действий выступило правительство Финляндии, которая сейчас председательствует в ЕС.

Конфликт в Шри-Ланке очень давний, а с момента его обострения в 1983 г. погибло около 70 000 человек, и мировое сообщество ничего не может с этим поделать. В Демократической Республике Конго с 1998 г. погибло около 4 млн человек. Сейчас там относительное затишье, войска ООН и второй тур выборов президента. Но предсказать развитие событий никто не возьмется. Проигравшая на выборах сторона не будет устраивать митинги, как украинцы или мексиканцы, а просто вернется в леса с автоматами.

По данным Amnesty International, в 2005 г. военные действия шли в Афганистане, Бурунди, некоторых регионах Индии, Колумбии, ДР Конго, Кот-д’Ивуаре, Непале, Северной Уганде, Судане, Таиланде, на Филиппинах, в Чаде, Шри-Ланке. Университет Аппсала в Швеции насчитал в 2005 г. 17 вооруженных конфликтов. Это, между прочим, рекордно малое число с 1991 г., когда в мире шла 31 война. Но расслабляться рано. Мировые расходы на вооружение продолжают расти. По данным шведского Международного института изучения проблем мира (SIPRI), в 2005 г. расходы на закупку вооружений в мире увеличились на 3,4% до $1,1 трлн, или до 2,5% мирового ВВП. По данным ООН, от 40% до 60% мировой торговли стрелковым оружием приходится на серые и черные поставки в зоны конфликтов. Amnesty International сообщает, что в 2005 г. большие объемы вооружений и боеприпасов из балканского региона и Восточной Европы утекали в африканские страны, в том числе в ДР Конго, несмотря на эмбарго ООН.

Наблюдатели или миротворцы ООН присутствуют в большинстве даже самых экзотических мест вооруженных конфликтов или гуманитарных катастроф. Но этих сил недостаточно даже для стабилизации ситуации. Помочь должны влиятельные развитые страны. А им это неинтересно. По мнению американского историка Дэвида Каллахана, США обращают внимание на этнические кризисы в зависимости от ряда факторов: важность для США данной страны или региона, наличие исторических связей с данным государством и наличие в США организованной диаспоры выходцев из данного государства, внимание к конфликту со стороны СМИ, информированность разведки. Очевидно, что схожие мотивы определяют работу дипломатов любой сильной страны.

Понятно, что большинство центральноафриканских, например, государств не может похвастать ни сильной диаспорой, ни экономической важностью, ни историческими связями, ни вниманием СМИ. Гуманитарное подразделение Reuters – AlertNet – провело в прошлом году исследование с целью определить кризисы, “забытые” СМИ. Лидерами стали ДР Конго, Чечня, Гаити, Непал, Северная Уганда, Западная Африка, Западный и Южный Судан, Колумбия. Одной из главных причин безвестности было названо то, что очень трудно сохранить интерес публики к кризисам, которые тянутся долго. К тому же они требуют постоянного нахождения репортеров на месте события, что обходится дорого.