От редакции: Бегство из армии

Российские Вооруженные силы рискуют встретить лето 2008 г., когда завершится первый призыв на годичный срок службы, с острым некомплектом рядовых и сержантов, включая и профессионалов. По данным социологического центра Минобороны, за прошлый год почти 13% солдат и сержантов контрактной службы (около 20 000 человек) досрочно прервали свои соглашения с военным ведомством. Только каждый пятый военный профессионал намеревается продлить действующий трехгодичный контракт. Если государство не найдет способа удержать их на службе, то в 2007–2008 гг. армию покинут около 120 000 наиболее подготовленных контрактников. В конце 2005 г., по данным начальника главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерала Василия Смирнова, в российской армии насчитывалось 158 000 контрактников – 26% от общего количества рядовых и сержантов.

Чем недовольны контрактники? 27% желающих уйти сетуют на недостаточное денежное довольствие. Сейчас оно составляет 7000–9000 руб. в месяц, в Чечне – 15 000 руб. Для сравнения: американский солдат в Ираке получает $4200 в месяц, французский рядовой Иностранного легиона – 4000 евро. Другие хотят снять мундир из-за плохих бытовых (29%) и жилищных (26%) условий. В частях постоянной готовности катастрофически не хватает общежитий, особенно семейных. Контрактники вынуждены тратить больше половины зарплаты на съем жилья даже в провинции. Им трудно устроить жен на работу, а детей в школы и садики, сетует глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Перспектива получить жилье по ипотечной программе также невелика – после 20 лет службы контрактнику на семью из трех человек полагается ссуда не больше $30 000.

Осенью Госдума рассмотрит поправки в закон “О военной службе и воинской обязанности”, которые предусматривают материальную ответственность контрактника, досрочно расторгающего свой договор с военным ведомством. Но одним кнутом бегство из армии предотвратить нельзя.

Чтобы решить квартирный вопрос для военных, необходимы дополнительные средства для строительства служебного жилья. По словам Виктора Озерова, проблема должна решиться к 2012 г. Но до этого времени российская контрактная армия может превратиться в дурной конвейер, где только что набравшиеся опыта профессионалы уходят, а на смену им идут неумелые рекруты.

Нельзя отбросить и другую гипотезу – часть отечественного генералитета не прочь доказать невозможность создания профессиональной армии в России и вернуться к привычной призывной системе. Но это приведет лишь к росту некомплекта в армии. После перехода на годичный срок службы (это если считать, что генералы не станут добиваться восстановления двухгодичного срока) число рекрутов, призываемых в течение одной кампании, должно вырасти с нынешних 124 000 до 170 000 человек. Однако, по данным мартовского опроса “Левада-центра”, 53% родственников потенциальных призывников готовы любыми способами оградить их от воинской службы и лишь 34% готовы отпустить их в армию.