От редакции: Самоочищение

Молодые российские муниципалитеты, число которых в ходе реформы местного самоуправления выросло с 11 500 до 25 000, неопытны и крайне бедны. В их полномочия входит содержание учреждений дошкольного и среднего образования и здравоохранения, благоустройство территорий и забота о дорогах. По оценкам экспертов Центра фискальной политики, в дотациях нуждаются 80–85% муниципальных образований. Такова отечественная налоговая и бюджетная системы. В частности, в России местные бюджеты получают от земельного налога 2% своих доходов, тогда как в развитых странах – от 35% до 50%. Чтобы помочь делу, ряд депутатов Госдумы предложили заменить добровольное самообложение жителей на нужды самоуправления правом муниципальных властей устанавливать его размер (подробнее о законопроекте – см. на стр. А1). “Самообложение”, таким образом, станет просто “обложением”.

Зрелость гражданского общества и его отношения с государством определяются не только активностью на выборах и участием в общественных организациях. Яркий показатель этого – состояние мест общего пользования: подъездов, парков и детских площадок, куда редко заглядывает большое начальство. Ухоженные дома и цветники свидетельствуют не столько об аккуратности граждан, сколько о хорошей организации работы коммунальных служб и о продуманной налоговой и бюджетной системе, позволяющей местным властям получать достаточно средств для благоустройства. Ухоженные территории свидетельствуют еще и о том, что государство доверяет своим гражданам.

Может быть, граждане России не желают поддерживать чистоту и порядок в собственных домах? По данным майского опроса “Левада-центра”, 36% респондентов добровольно (а не принудительно, как в советские времена) участвовали в благоустройстве подъездов и улиц, еще 38% готовы участвовать в уборке и озеленении в случае надлежащей организации работы. Отказываются от участия в таких мероприятиях только 23% опрошенных. По мнению экспертов, многие примерно так же прореагировали бы и на призыв муниципальных властей сдать деньги на нужды благоустройства, если бы им разъяснили, на что пойдут собранные средства. Может быть, российским гражданам нельзя доверять ответственность, потому что они никогда ее не имели и не смогут ею распоряжаться? Но можно вспомнить, что размеры самообложения семьи или домохозяйства в дореволюционной России и годы нэпа решались на сельских и уличных сходах. Не хватает не инициативы граждан, а умения властей разъяснять гражданам их законные возможности.

В нынешнем виде инициатива лишает местную власть ее главного преимущества – непосредственной связи с жителями при решении насущных вопросов. Ее реализация может вернуть провинцию к практике послереволюционных лет, когда местные органы власти – сельсоветы, комитеты бедноты, домкомы и ревкомы могли устанавливать дополнительные разверстки и повинности помимо общероссийских и губернских.