От редакции: Казематы класса А

Тюрьма в центре большого города, может, и была когда-то предметом гордости начальства и символом порядка, но в большинстве крупных городов символы порядка давно уже другие. Старые тюрьмы – если сохранялись, – как правило, становились музеями. Российские исторические тюрьмы, может быть, скоро перестанут быть тюрьмами, но музеями станут вряд ли.

Владимир Путин дал поручение министру юстиции Владимиру Устинову разработать проект ликвидации следственного изолятора (СИЗО) в знаменитых питерских “Крестах”. Возможно, перенесут СИЗО и из столичной Бутырской тюрьмы. Всего ФСИН готова отдать 70 мест заключения, находящихся “в зонах исторической застройки” столиц и региональных центров. Напомним, что действующих исторических тюрем в России довольно много – Пресненская пересыльная тюрьма, “Лефортово” и “Матросская Тишина” в Москве, централы во Владимире, Орле и Красноярске. Построенные в XVIII–XIX вв. “тюремные замки” не могут обеспечить соблюдения прав заключенных, которым по закону “О содержании под стражей” полагается по 3,6 кв. м жилплощади. В Бутырке на одного обитателя приходится менее 2 кв. м. Заметим также, что за 2004–2005 гг. число граждан, содержащихся под стражей до приговора суда, выросло с 213 000 до 256 700 человек.

Однако, чтобы закрыть следственный изолятор, надо решить две проблемы. Построить современный, обеспечивающий соблюдение подписанной Россией Европейской конвенции о правах подследственных и заключенных, которая обязывает государство предоставлять гражданам, считающимся невиновными до решения суда, просторные и малонаселенные (до 5–6 человек) камеры, условия для приготовления пищи, учебы, занятий спортом и отдыха. Его возведение, по расчетам экспертов, обойдется в $30 000 на одного человека. В частности, чтобы построить замену старейшему столичному СИЗО, потребуется $60–70 млн. После этого надо решить вопрос с новым назначением памятника пенитенциарной архитектуры. Британский “Тауэр” и американский “Алькатрас” (расположенный, впрочем, на изолированном острове) стали музеями, которые ежегодно посещают миллионы туристов. Тюрьма в Мельбурне (Австралия) станет жилым домом, а ее двор – пешеходной зоной. Российское государство намерено пойти своим путем. Оно не хочет превращать старые тюрьмы в музеи и расходы нести также не хочет. В “Крестах” планируется создать гостинично-развлекательный комплекс, а в “замке Бутюр” (так называл столичный СИЗО Солженицын) – офисный центр. В других странах строительство новых тюрем, как правило, финансирует государственная казна или бюджет региона. В частности, деньги на закрытие “Алькатраса” в 1962 г. выделило федеральное правительство США. Взамен закрытой в 1997 г. в Мельбурне тюрьмы правительство штата выделило 60 млн австралийских долларов на постройку нового исправительного учреждения. По замыслу российских властей финансировать строительство новых СИЗО должны бизнесмены, которых привлекают перспективой сдачи в аренду помещений бывших тюрем. Коммерческие перспективы освоения тюремных пространств пока не ясны.