От редакции: Султанат по соседству

Проблема передачи власти и сохранения своего влияния после смены главы государства волнует не только российскую элиту. После недавней публикации в алма-атинской газете “Караван” в Казахстане началась дискуссия о введении конституционной монархии. От этой инициативы вряд ли можно отмахнуться как от выражения наивно-сентиментального монархизма, периодически проявляющегося и в России. Предложение установить в стране “казахский султанат” исходит от представителя ближайшего окружения президента Нурсултана Назарбаева – Рахата Алиева, первого замминистра иностранных дел Казахстана и зятя главы государства.

По мнению Алиева, глава республики, чье правление ограничено небольшим сроком, не может гарантировать молодому государству стабильность и порядок при передаче власти. “Если мы посмотрим, какая политическая система добилась безусловных успехов в построении демократического общества, то первой в списке оказывается монархия”, – утверждает он. Монархия британского, испанского или иорданского образца, считает Алиев, – оптимальная модель устройства для Казахстана. Она может обеспечить большую стабильность, чем при перевыборах, и лучше, чем республика, отражает сложившуюся веками систему правления, где власть принадлежит нескольким родам.

В конце нынешнего или начале 2007 г. в Казахстане планируется провести референдум о будущей системе власти. Пока список предложенных гражданам форм правления не определен. Не исключено, что в бюллетене помимо президентской и парламентской республик может появиться и конституционная монархия. Большинство экспертов считают, что до смены государственного строя в Казахстане не дойдет. Однако в конституцию могут быть внесены изменения, которые усилят особый статус нынешнего главы государства и позволят ему сохранить реальную власть после окончания в 2012 г. нынешнего президентского срока.

Нынешняя элита Казахстана, казалось бы, не должна испытывать ни малейших опасений. В стране проводятся реальные реформы. Объявленная в 2001 г. налоговая амнистия вернула в легальный оборот $480 млн. В июле 2006 г. Назарбаев подписал закон, позволяющий гражданам легализовать имущество, заплатив 10% его стоимости. Национальный фонд Казахстана, куда поступает большая часть доходов от экспорта нефти, сдерживает инфляцию на уровне 6,5–7,5% в год. ВВП вырос с $22,1 млрд в 2001 г. до $45 млрд. в 2005 г., а средняя заработная плата – с $120 в 2001 г. до $295 в июле 2006 г. Нынешний средний заработок жителя Казахстана в 4,5 раза больше зарплаты жителя Киргизии или Узбекистана. На фоне соседей страна является бастионом политической стабильности. Назарбаев одержал безоговорочную победу на прошлогодних президентских выборах, получив 91,1% голосов избирателей.

Пожалуй, именно это – главная проблема. Ведь за Назарбаевым не видно нового лидера, и после его ухода разногласия между родами могут обостриться. Ближайшее окружение президента, как полагают эксперты, опасается потрясений из-за противоречий внутри элиты и хочет оставить Назарбаева верховным арбитром для разрешения возможных будущих споров.