От редакции: Наземным маршрутом

Вернувшиеся из летних отпусков “безлошадные” москвичи столкнулись с неприятной неожиданностью. Те, кто часто пользуется маршрутными такси для удобства и экономии времени, узнали, что на днях проезд в большинстве столичных маршрутных такси подорожал на 5–10 руб. до 20–30 руб. С нового года, как сообщили на прошлой неделе в мэрии, подорожает и городской наземный транспорт, цена разового билета на который составляет сейчас 13 руб. (15 руб. у водителя). Цены, видимо, подтянутся к маршруткам. По словам столичных чиновников, повышение цен необходимо из-за повышения цен на бензин и электроэнергию. На первый взгляд это не должно волновать москвичей и жителей других российских мегаполисов. Увеличение платы за проезд невелико. Цена билета в Москве ниже цены разового проезда на автобусе в Париже (1,4 евро), Лондоне (1,5 фунта) и Праге (около 70 евроцентов).

Но рост тарифов значительно опережает темпы инфляции. По данным апрельского опроса “Левада-центра”, недовольство ростом тарифов на транспорт выразили 72% респондентов. Большее недовольство (81%) вызывает лишь увеличение цен на продукты и товары первой необходимости. Между тем пассажиропоток может увеличиться. По данным ВЦИОМ, 18% опрошенных автовладельцев намерены пересесть на общественный транспорт, если цена на бензин превысит 20 руб. за литр, еще 19% – когда она достигнет 30 руб. Увеличение числа маршрутных такси не панацея. В погоне за прибылью владельцы частных транспортных предприятий нередко выпускают на линию неисправные микроавтобусы, нарушают режим рабочего дня водителей, а водители часто нарушают правила дорожного движения.

Разумеется, полностью избежать повышения цен при росте цен на энергоносители и необходимости закупать новые машины невозможно. Но можно сделать билеты и тарифы более удобными. В большинстве европейских столиц действует гибкая тарифная политика, при которой пассажиры значительно выигрывают, покупая билеты не на определенное число поездок, а на удобный им период времени. В частности, в Праге помимо разовых билетов действуют проездные документы на один, три, семь и 15 дней, причем их обладатель может свободно пересаживаться с наземного транспорта на метро. В Париже и Лондоне действует не одна, а несколько компаний, эксплуатирующих общественный транспорт. Обладатель маршрута определяется в ходе конкурса, и конкуренция заставляет снижать цены на проезд. Есть и еще один путь. В Праге развивается трамвайная сеть, причем по некоторым центральным улицам разрешено только трамвайное движение. К восстановлению трамвайного движения как к способу снижения тарифов (цены на электричество растут медленнее, чем на бензин) и облегчения транспортной проблемы – линии проходят под землей – прибегли в конце 1990-х гг. в Париже. В России цены на электричество также растут значительно медленнее, чем на бензин. По данным Росстата, с января 2004 г. они увеличились менее чем на 20%. Но власти крупных российских городов, в том числе и Москвы, убирают трамваи и даже троллейбусы из центра и заменяют их автобусами и маршрутками.