От редакции: Топливный фильтр

Импортеры и производители иностранных машин устали от проблем с российским бензином. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России хочет договориться с крупными производителями топлива о том, чтобы те гарантировали качество топлива – вплоть до этапа конечной продажи на заправках. Взамен они готовы рекомендовать покупателям автомобилей заправляться на гарантированно правильных АЗС. Инициатива автопроизводителей наивна по содержанию, но благородна по мотиву: они пытаются бороться с нарушителями прав потребителей, с которыми не могут справиться многочисленные компетентные органы.

Комитет автопроизводителей объединяет 16 компаний, представляющих 33 мировые автомобильные марки, официально продаваемые на российском рынке. О планах борьбы с некачественным топливом рассказал председатель комитета – президент Ford Motor Company в России Хенрик Нензен на I Автомобильном международном форуме в Москве, состоявшемся в рамках Московского автосалона. Причины беспокойства понятны. Некачественным на российском рынке называют, как правило, поддельный бензин – низкооктановые сорта, с помощью специальных присадок доведенные до уровня 92-го и 95-го. Такой бензин вреден для двигателя и свечей – производители вынуждены сокращать стандартный пробег без ремонта в два раза по сравнению с Европой. Ну и клиенты жалуются. Между тем доля некачественного бензина в России оценивается экспертами в 20–40%.

Причин тому несколько. Доля сетей крупных нефтяных компаний на розничном рынке бензина пока ниже, чем доля частных компаний (или франчайзи). ТНК, например, проводила ребрендинг своих АЗС, в частности, для того, чтобы дистанцироваться от бывших партнеров в регионах, которые сохраняют бренд или цветовое решение заправок и продают некачественное топливо. Сокращает число франчайзи “Лукойл”. Контроль качества осложняется отсутствием техрегламента по бензину. Проект соответствующего закона разработан и находится на согласовании в правительстве, но принятие его ожидается не ранее 2008 г.

Нынешние наказания – штрафы до 300 000 руб. – не останавливают нарушителей, тем более что довольно часто штрафы успешно оспариваются в судах. Регионы пытаются самостоятельно бороться с паленым бензином, вводя черные списки АЗС и проводя милицейские рейды, однако бизнес по-прежнему остается выгодным, что позволяет недобросовестным операторам делиться и с чиновниками.

Наконец, существует и дефицит качественного бензина. Это вызвано как старением существующих технологий на советских НПЗ, так и тем, что акцизы на высокооктановый бензин выше, чем на низкооктановый: 2657 руб. за тонну бензина с октановым числом до 80 (марки 76 и 80) и 3629 руб. – свыше 80 (марки 92, 95, 98). Для дизельного топлива ставка едина – 1080 руб. за тонну. При нынешних ставках нефтяникам не очень выгодно инвестировать в переработку. Минэкономразвития готовит проект поправок в Налоговый кодекс, которые дифференцируют топливные акцизы в зависимости от качества нефтепродуктов: чем выше качество топлива, тем ниже будет налог. Госдума сможет рассмотреть поправки не раньше весны 2007 г., т. е. заработают они скорее всего с 2008 г.

Понятно, что крупные нефтяники и так контролируют свои сети и предложение автопроизводителей носит разве что пиаровский характер. Возможно, оно направлено на тех, кто впервые приобретает машину и мало знаком с ситуацией на топливном рынке. “Портрет российского покупателя автомобиля”, составленный комитетом, свидетельствует, в частности, о том, что 12% российских покупателей приобретают машину впервые в жизни (в Европе – 1%).

Справиться же с контрафактным бензином автопроизводители не смогут. Но они и не должны этим заниматься. Этим должны заниматься правительство, Госдума, налоговики и милиционеры. Вот для Роспотребнадзора, например, чем не вызов? Бензин не менее важен для потребителя, чем грузинское вино.