От редакции: Правила осады

Город, тем более мегаполис, такой, как Москва, – это непрерывно развивающийся организм. Модернизация требует новых площадей для строительства нового жилья и офисов. По данным июльского опроса ФОМ, 56% жителей российских мегаполисов нуждаются в улучшении жилищных условий. Нужны новые офисы, гостиницы и дороги. Беда только, что в сносимых домах и на высвобождаемых территориях обычно живут люди, а у них есть права.

Вчера префект Центрального округа столицы Сергей Байдаков пообещал, что в будущем все жители округа, переселяемые из ветхих домов и хрущевок, получат квартиры в центре. Но наученные горьким опытом горожане настроены скептически. Участники намеченного на сегодня пикета москвичей у метро “Кропоткинская” полагают, что заявление – декларация, призванная успокоить людей перед отселением. Среди пикетчиков не только жители Остоженки и Сивцева Вражка, но и обитатели менее престижных районов – Сокольников, Гольянова, Хорошевского и Южного Бутова. Они полагают, что мэрия и префектуры содействуют застройщикам при освобождении площадей для возведения новых зданий. Для удобства отселения заинтересованная компания нанимает экспертизу старого дома, которая признает его аварийным. Порой аварийными признаются крепкие “сталинские” дома (в Сокольниках) и дома, построенные немецкими военнопленными после Великой Отечественной (в Хорошевском районе). В этом случае цена жилой площади падает на 50–60% по сравнению со среднерыночной (одному из пикетчиков предлагали продать квартиру на Остоженке по $8000 за 1 кв. м вместо $12 000 рыночных), чем пользуются недобросовестные инвесторы. По столичным законам власти могут переселить обитателей таких домов не в ближайшие районы, а на свободную площадь в любом районе. Жильцам приходится соглашаться на невыгодное переселение или тратить свои деньги на альтернативную экспертизу и адвоката, чтобы оспорить в суде “аварийное” распоряжение столичных властей.

После принятия 31 мая 2006 г. закона “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений” шансы выиграть такое дело еще уменьшились. Закон дает властям новое основание для сноса дома и выселения жильцов – “изъятие части или всего земельного участка в связи с необходимостью нового строительства”. Строительства не только согласно Генплану, но и по планам развития округов и муниципальных районов.

Но москвичи начали объединяться. Жителям Южного Бутова удалось отстоять свои частные дома. Обитатели домов на Страстном бульваре и Большой Дмитровке смогли добиться отмены распоряжения о выселении. По данным июньского опроса ВЦИОМ, 29% москвичей готовы на силовые действия для защиты своей собственности. Наконец, группа депутатов Мосгордумы намерена внести поправки в закон, которые ограничат возможности выселять жильцов без надлежащей компенсации. Солидарные действия могут привести к тому, что инвесторам будущих элитных офисов и гостиниц придется договариваться об адекватной компенсации или оставлять жильцов по соседству, как это делается в Праге, Риме, Париже и Хельсинки.