От редакции: Нефть как доллар

Цены на нефть падают уже неделю. Такого не было почти три года. Нефть марки Brent стоит почти $65 за баррель – а в июле было $79,3. Появилась легкая нервозность: граждане, успев отвыкнуть от доллара как основного индикатора состояния экономики, успели привыкнуть к другому индикатору – ценам на нефть. Резкое или продолжительное падение цен способно вызвать ненужный ажиотаж.

Но дешевеющая нефть может оказаться кстати для России. И дело не в том, что государство вдруг займется диверсификацией экономики, как стали говорить некоторые комментаторы. Скорее речь о том, что улучшатся условия для ненефтяного бизнеса: снизится инфляционное давление и замедлится укрепление рубля.

Полегче станет министру финансов Алексею Кудрину, выступающему против нецелевого расходования нефтяных сверхдоходов. Его недавние предложения привязать дефицит бюджета к ВВП и разделить бюджет на нефтяной и остальной были восприняты как красивые абстрактные упражнения. При падении цен на нефть Минфин получает дополнительные аргументы в долгосрочном (методология бюджета) и краткосрочном (прохождение бюджета-2007 в Думе) плане: стабфонд может пригодиться всерьез и тратить его по пустякам не стоит.

Но едва ли нынешняя тенденция приведет к активации механизма стабфонда. Большинство аналитиков связывают падение цен с исчезновением геополитических факторов, влиявших на рост: обострения ситуации на Ближнем Востоке, ураганов и аварий на нефтепроводах в США. Теперь цена нефти в большей степени будет определяться фундаментальными факторами (спросом и предложением), а в этой области никаких существенных понижающих изменений не ожидается. По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), к 2010 г. спрос на нефть вырастет с 82,4 млн до 90 млн баррелей в сутки, а к 2030 г. достигнет 121 млн баррелей. Россия и страны ОПЕК способны увеличить добычу только при условии активного инвестирования, которого пока не происходит. Российские нефтяные компании уже давно не реагируют на изменения мировой конъюнктуры, поскольку все сверхдоходы получает государство.

Бюджет на 2006 и 2007 гг. сверстан исходя из консервативных оценок Минэкономразвития. В бюджете 2007 г., в котором запланировано значительное увеличение госрасходов, цена на нефть запланирована на уровне $54 за баррель, в последующие годы она, по расчетам министерства, будет и того ниже: $50 в 2008 г. и $46 в 2009 г. Легко видеть, что цена нефти пока не опускается до тех цифр, на которых базируется российский бюджет.

Впрочем, даже если бы нефть упала существенно – в нашем случае ниже $54 за баррель, – апокалипсиса бы не произошло. Тот самый стабфонд, потратить который так мечтают чиновники, уже способен выполнять свои прямые функции – страховать экономику от колебания цен на нефть. К началу сентября в нем было накоплено 1,73 трлн руб. Дефицит ненефтяного бюджета (разница между расходами и доходами без нефтяных поступлений), по расчетам Экономической экспертной группы, в 2005 г. составлял лишь 1% ВВП (225 млрд руб.), в 2006 г. – 3,7% ВВП (907 млрд руб.). Судя по тенденции на увеличение госрасходов, в 2007 г. дефицит будет еще больше, но, поскольку ситуация полного исключения нефтяных поступлений неправдоподобна, можно быть уверенным, что стабфонд будет в состоянии подстраховать российскую экономику в случае дальнейшего падения цен на нефть.

Хороши или плохи для России высокие или низкие цены на энергоресурсы – вопрос философский. Принудительно реструктурировать экономику при высоких ценах на нефть государство не смогло. В первом полугодии 2006 г. доля энергоресурсов в экспорте превышала 70%, а по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, до 50% доходов российского бюджета составляют нефтегазовые поступления. Очевидно, что понижающий ценовой тренд на энергоресурсы автоматически будет уменьшать нефтезависимость российской экономики. Посмотрим, к чему приведет естественная диверсификация.