От редакции: Потоп после нас

Два подряд провала на московских магистралях, к счастью, обошлись без человеческих жертв. Однако благодаря им вскрылись некоторые особенности столичного строительства.

Дело скорее всего не только в качестве самих дорог, каждый километр которых стоит по $100 млн. Проблема в прямом смысле лежит глубже – провалы возникли из-за подтопления коммуникаций, расположенных под магистралью. Территория Москвы сегодня – 1081 кв. км. Столица покоится не на горных породах, как, например, Мехико, и не на твердом грунте, как Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Сейчас в столице, по разным данным, насчитывается от 12 до 15 проблемных и опасных гидрогеологических зон, в том числе Ленинградский проспект, Новый Арбат, Трубная площадь, многие участки в Щукине и Крылатском. В этих районах под дорогами и домами есть пустоты и подземные реки. Свой вклад в обводнение подземелья вносят и изношенные коммуникации, что до сих пор недостаточно учитывается при строительстве.

А раньше не учитывалось совсем. В 1930–1960-х гг. при возведении сталинских высоток, строительстве первых линий метро и теплотрасс строители и городские власти игнорировали геологические особенности Москвы. В то время иногда даже брали воду из подземных озер. Перекрытие рек и создание новых полостей привело к тому, что в 1930–1970-х гг. от осадки грунта пострадало более сотни зданий. Среди них – Малый театр, Библиотека им. Ленина и “Метрополь”. Позже городские власти стали прислушиваться к советам ученых. Было приостановлено строительство новых линий метро в центре, а забор воды прекращен.

Нынешние столичные стройки, по мнению экспертов Института физики Земли им. Гамбурцева, не всегда ведутся с соблюдением всех норм безопасности. В частности, некоторые кварталы на окраинах возводят на разжиженных грунтах. Скорость оседания домов в этих районах – 2–3 см в год – невелика только на первый взгляд, а на самом деле является критической. Проекты новых высотных зданий не учитывают того, что в Москве два-три раза в столетие происходят землетрясения (последний раз столицу тряхнуло в 1977 г.). Возведение подземного комплекса на Манежной площади привело к оседанию грунта в радиусе 1,5 км. Трещины появились на Историческом музее и “Национале”. Нельзя сказать, что городские власти не реагируют на предостережения ученых. Однако, по мнению последних, в работе экспертизы, строителей и надзирающих органов отсутствует координация. Поэтому многие работы выполняются без заключения экспертов. Одна из таких строек едва не привела к оползню на Воробьевых горах. Сейчас, по данным экспертов, почти 15% территории Москвы находится в опасной зоне по подтоплению и оползням. Если ситуация не изменится, то, по прогнозам экспертов, уже к 2010 г. уровень грунтовых вод в Западном, Южном, Юго-Западном и Северо-Западном округах может подняться на 5–7 м, что чревато авариями.