От редакции: Бюджет или экономика

Налоги – мощнейший инструмент государства, с помощью которого можно как стимулировать, так и тормозить экономический рост. На днях глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович предложил вернуться к налоговой реформе. Предложенная им отмена НДС, возвращение налога с продаж и сокращение социального налога могли бы подтолкнуть рост экономики – в том случае, если налоговая политика будет рассматриваться как стимулирующий инструмент, а не только как средство увеличения доходов бюджета.

Против отмены НДС выступает Минфин – согласно трехлетнему бюджетному плану доля этого налога в бюджетных поступлениях возрастет к 2009 г. с сегодняшних 24,9% до 40,5%, а доля налога на добычу (НДПИ) и экспортных пошлин сократится с 50% до 30%. Это сокращение едва ли связано с диверсификацией экономики. Согласно тому же прогнозу Минфина ТЭК будет стагнировать и дальше: к 2009 г. он станет расти лишь на 1,4% в год, а значит, и налогов платить будет меньше. Если отменить НДС, госказна начнет худеть.

К позиции Минфина было бы невозможно придраться, если бы не внушительный профицит бюджета и растущий стабфонд. Даже тот минимум, который выделен на инвестиции, потратить не удается. В такой ситуации есть и возможность, и смысл принять активную налоговую политику, способную стимулировать экономику. При грамотном проведении реформы госбюджет даже не успеет почувствовать изменений, а стимулов для диверсификации экономики станет больше.

Надежды Минфина на НДС могут не оправдаться. За семь месяцев текущего года поступления НДС выросли лишь на 3%, а возмещение – на 60%, в результате расходная и доходная графа по этому налогу сблизились по размеру (426,1 млрд руб. и 542,5 млрд руб. соответственно). С этим налогом тяжело работать, причем как налоговикам, так и бизнесу: первые сталкиваются с множеством способов его минимизации, вторые – со сложностью возврата НДС.

В конечном счете бремя НДС ложится на население, но поскольку платят его компании, то это создает немалые трудности и издержки при ведении бизнеса.

В этой плоскости идея Дворковича заменить НДС налогом с продаж (НсП) поможет и собираемости (НсП платится при покупке), и администрированию. По расчетам руководителя экспертного совета “Деловой России” Антона Данилова-Данильяна, даже при немедленной замене НДС на НсП на восполнение временных потерь госбюджета понадобится лишь три года – это не такая уж высокая цена, учитывая, что планы по росту доли НДС в доходах бюджета могут и не воплотиться. По мнению экспертов, заложенный в бюджетный план рост возможен только при прекращении возврата компаниям экспортного НДС (см. статью на стр. А3). Более дестимулирующую политику трудно придумать.

Учитывая благоприятную внешнюю конъюнктуру, кажется вполне логичным отказаться от части госдоходов сегодня ради роста экономики завтра. В Малайзии, которая так же, как и Россия, постоянно увеличивает госраходы и проводит промышленную политику, на днях приняли решение о снижение налога на прибыль корпораций – в течение двух лет он снизится с 28% до 26%. Похожие меры принимают все азиатские страны, стремясь заполучить все больше иностранных инвестиций. В России этот налог достаточно конкурентен – 24%, в то время как, по подсчетам KPMG, средняя ставка по Европе – около 25% (во многом за счет новых членов ЕС), а в Азии – все 30%. Но, несмотря на выгодное для России сравнение, у правительства есть все возможности сделать фискальную политику еще более благотворной. По подсчетам члена экспертного совета “Деловой России” Михаила Абрамова, сокращение соцналога в два раза лишь для отраслей легкой промышленности приведет к росту зарплат в отрасли в полтора раза, и, соответственно, к увеличению конкурентоспособности легпрома. Потери бюджета составят не более 0,5%. Очевидно, что грамотная налоговая политика в более крупных отраслях принесет еще более ощутимый эффект.