От редакции: Речное бездорожье

Во время недавней поездки в Нижний Новгород министр транспорта Игорь Левитин интересовался перспективами развития внутреннего судоходства. И это очень естественный интерес. Все-таки Россия – мировой лидер по длине рек, площади озер и водохранилищ. В некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока реки чуть ли не единственные транспортные артерии.

Но россияне мало плавают по рекам и почти не возят по ним грузов. Из 8 млн км российских рек (а есть еще каналы, тысячи озер и водохранилищ) для судоходства используется чуть более 100 000 км. По данным Росстата, число пассажиров отечественного водного транспорта в 1995–2005 гг. сократилось с 25 млн до 16 млн человек в год, грузооборот снизился с 90 млрд до 78 млрд тонно-километров, а его доля – с 3,7% до 2,4% от общего объема грузовых перевозок. Последний показатель сопоставим с Францией, где протяженность судоходных путей в 10 раз короче, чем в нашей стране. Для сравнения: в США доля речного транспорта в грузообороте – 10,5%, в Китае, где длина водных путей примерно равна российской, – почти 22%.

Между тем речные перевозки дешевле и безопаснее большинства других видов транспорта. По расчетам экспертов ЦНИИ водного транспорта, себестоимость перевозки многих грузов (угля, продуктов, контейнеров) по воде на порядок ниже, чем автомобильным и железнодорожным транспортом. Наконец, на Волге, Каме, Амуре, Енисее, Байкале, Онежском и Ладожском озерах серьезную прибыль могут приносить круизы.

Но частные компании в речное судостроение (за исключением судов типа “река – море” и танкеров) инвестируют неохотно – срок окупаемости превышает 10 лет. Поэтому по обмелевшим рекам и озерам ходят устаревшие суда, билеты на пассажирские корабли дорожают. А государство делает явный акцент на автотранспорт – в 2002–2005 гг. на автомобильную составляющую федеральной целевой программы “Дороги России” выделено около 700 млрд руб., а до 2010 г. будет потрачено 2,1 трлн руб. Кроме того, недостаточно средств выделяется на работу по очистке дна рек, каналов и озер, поддержание в надлежащем состоянии шлюзов, плотин и сигнализации. Не случайно большинство участников недавнего опроса ВЦИОМ оценивают водный транспорт ниже железнодорожного и автомобильного. Безопасной поездку по воде считают 39% респондентов (на поезде – 70%, на автотранспорте – 48%), комфортабельной – 65% (77% и 72% соответственно).

В большинстве стран мира речные судоходные компании находятся в частных руках, но государство внимательно следит за состоянием рек, озер и гидротехнических сооружений. Кроме того, в развитых странах (США и Франции) оно поддерживает инвестиции в судостроение льготными кредитами.