От редакции: Хлеб и мясо

На недавней встрече с иностранными экспертами президент Владимир Путин назвал своей заслугой, помимо прочего, сокращение числа бедных в стране.

Действительно, по доступным на сегодня цифрам Росстата, в 2000 г. за чертой бедности находилось более 40 млн человек (почти 30% населения). В 2004 г. их стало 25 млн (меньше 18%). Вопрос в том, что такое черта бедности и что значит переход через нее.

Официально величиной прожиточного минимума для 2000 г. было 1210 руб. в месяц в среднем на душу населения; для 2004 г. – 2376 руб. На любой показатель бедности можно легко повлиять с помощью административных, а не экономических мер. Добавив полтора десятка рублей к располагаемому расходу россиян, можно сильно сократить процент населения, проживающего “за чертой”. Это значимо для статистики, но не для людей.

Иную картину дают социологические замеры самооценки россиян. В 2005 г., по данным “Левада-центра”, 39% домохозяйств называли себя бедными, еще 15% – почти бедными. Еще один способ смотреть на проблему – оценивать долю расходов, приходящихся на питание. В России, по данным Росстата, в 2005 г. на питание приходилось 32,2% всех расходов россиян. В США этот показатель в 2004 г. составлял 13,3%, при этом лишь 7,7% из них – на питание дома, остальное – на фастфуды и рестораны.

Такая разница в структуре расходов объясняется не только и не столько абсолютным уровнем жизни (ВВП на душу населения) – куда важнее структура общества. В США более 50% населения относит себя к среднему классу, в России, по разным методологиям, не более 20–30%. Средний класс на еду тратит меньше 32,2% своих доходов, зато бедные – больше половины.

По данным сентябрьского опроса фонда “Общественное мнение”, роста цен на хлеб не замечают лишь 7% респондентов, а 40% считают, что хлеб дорожает теми же темпами, что и другие продукты. Более четверти россиян порой не хватает денег на хлеб. У 10% такое случается часто, у 19% – редко. С мясом ситуация не лучше – в России наблюдается дефицит мясного баланса: внутреннее предложение не покрывает спроса. Импорт мяса строго ограничен квотами, и проблема дефицита таким образом не решается – цены постоянно растут, причем вне зависимости от качества продукции.

Конечно, нельзя не признать, что правительство многое делает для борьбы с бедностью, а именно – повышает пенсии, социальные дотации и зарплаты бюджетникам. Можно даже сказать, что эти меры полезны, несмотря на порождаемую ими инфляцию. Пока располагаемые доходы у беднейших слоев растут чуть быстрее инфляции. Но эти меры временные, способные скорее повлиять на статистику (то самое количество россиян, живущих за “чертой бедности”). Для перелома ситуации необходимы институциональные реформы, которые приведут к снижению доли продуктов питания в расходах россиян. Сейчас политика в этой области существует, но направлена она на поддержку отечественного производителя – запретительные пошлины на импорт кур, ветеринарные ограничения на мясо или рыбу. Остается только переориентировать политику с производителей на население и думать не о защите аграриев, а о развитии среди них конкуренции и росте производительности.