Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1701 от 18.09.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Мигалка истины

От редакции: Мигалка истины

Машины с мигалками на дорогах – вечная история. Тот, кто в конце концов сможет уменьшить их число до двузначного (об однозначном не будем пока и мечтать), найдет философский камень российской государственности. Чиновники тогда перестанут быть надменной кастой. Граждане будут меньше ругаться. Жить станет веселее.

То, что проблема мигалок такая неприступная, – неудивительно. Ведь чтобы ее решить, чиновникам нужно приступом взять самих себя. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев на недавней встрече с президентом пообещал начать новую атаку. Согласно подготовленному в МВД (и уже подписанному Владимиром Путиным) указу главы государства число автомобилей с “флажковыми” номерами сократится с нынешних 1600 до 625. Количество машин чиновников с мигалками, сиренами и “крякалками” уменьшится с 7500 до 1000 (все еще много, но уже близко к трехзначным числам). Наконец, особую расцветку транспорта из 11 служб сохранят только пять – “Скорая помощь”, милиция, пожарные, спасатели и военная автоинспекция. Спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал уже сегодня снять мигалки и спецномера с машин, обслуживающих депутатов.

Это, безусловно, отрадно. Многие автовладельцы, особенно в крупных городах, быстрее доедут из дома до работы и обратно. На какое-то время сократится и число дорожно-транспортных происшествий. Водители машин со спецномерами – редкие лихачи. По данным МВД, за восемь месяцев 2006 г. в ДТП участвовала каждая восьмая машина с особыми номерами (для сравнения: по данным Росстата, за 2005 г. одно происшествие приходится примерно на 100 автомобилей). Важно и другое – выяснилось, что власть реагирует на внешние раздражители. Весной против мигалок и других привилегий выступили автолюбители, возмущенные несправедливым приговором жителю Алтайского края Олегу Щербинскому, не уступившему дорогу машине губернатора Михаила Евдокимова. Губернатор погиб, Щербинского осудили на пять лет, но вскоре приговор был отменен: виновным в аварии признали погибшего водителя губернатора.

Протестные настроения были подтверждены социологами. По данным апрельского исследования ВЦИОМ, за сохранение спецсигналов у карет “скорой помощи” выступают 80% респондентов, у пожарных – 76%, милиции – 54%. Необходимость дорожных привилегий для президента признают 15% опрошенных, для депутатов – 2%, для членов правительства и губернаторов – 1%.

Однако, как это принято в последнее время, лишь внимание президента, обращенное на проблему безопасности на дорогах (после серии крупных аварий на прошлой неделе), заставило МВД принять меры.

И все-таки даже с учетом грядущих сокращений число машин со спецномерами и сигналами для чиновников по-прежнему несопоставимо с европейскими нормами – в сотни раз превысит число спецмашин в Испании (около 50) или Бельгии (около 30). Многие опасаются, что “обиженные” ведомства через несколько месяцев вернут изъятые спецсигналы. Кроме того, положения указа не превращают самовольную установку мигалок и “крякалок” в разорительное удовольствие – штраф за это нарушение по-прежнему составляет всего 2500 руб. Наконец, президентский указ вряд ли заставит российских чиновников и их водителей извиняться за свои нарушения, как это сделал в 2003 г. министр транспорта Франции (ныне министр внутренних дел) Николя Саркози, а сотрудников ГАИ – вести себя как берлинские полицейские, которые оштрафовали в 2000 г. мэра города Эберхарда Дикена за нарушение ПДД и лишили его на год прав за пререкания с полицией. Необходимо изменение менталитета чиновников и инспекторов дорожно-патрульной службы.

Нынешний указ – правильный, но только первый шаг на этом пути. Ведь есть уже предложение законодательно закрепить равенство граждан на дорогах – подготовленный независимыми депутатами законопроект, известный под названием “закон о восьми мигалках”.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more