От редакции: Строгость папы

Гремучая смесь религиозных обид, националистических установок и политических ошибок становится все более взрывоопасной. За фильм убивают человека, насмешливые картинки вызывают волну демонстраций, а теперь народный гнев вскипает из-за ученой лекции.

Такой вот диалог культур. Собственно диалогу культур и была посвящена лекция, прочитанная папой Бенедиктом XVI в университете Регенсбурга. Лекция была о христианстве, о том разрыве между разумом и верой, который в нем исторически сложился и мешает вступать в нормальный диалог с другими религиями: “Разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур”. Но если в христианстве часто торжествует рациональное, то в исламе – иррациональное, что может приводить к религиозному насилию, отметил папа. Тезис о невозможности обращения в какую-либо веру силой папа проиллюстрировал цитатой одного из последних византийских императоров – Мануила II Палеолога, который неодобрительно отзывался об этой идее.

И вот каковы результаты. Убита итальянская монахиня в Сомали. На Ближнем Востоке подожжены пять церквей – три католические и две православные. Экстремистские группировки выступили с призывом “начать охоту” на понтифика. В Ватикане введены дополнительные меры безопасности. С осуждением слов папы выступили и официальные лица – МИД Малайзии, премьер-министр Турции (в Турцию папа как раз собрался с визитом), парламент Пакистана. Власти Марокко пригрозили отозвать из Ватикана своего посла. И даже российский президент Владимир Путин, находящийся на отдыхе в Сочи, призвал “всех лидеров всех мировых конфессий к ответственности и сдержанности”.

После того как мусульманские лидеры потребовали извинений, понтифик заявил, что глубоко сожалеет, что цитата вызвала негативную реакцию мусульманских верующих, она не выражает его собственного мнения: “Надеюсь, что теперь сердца смягчатся и станет ясно истинное назначение произнесенной мною речи – приглашение к честному и открытому диалогу, основанному на взаимном уважении”.

Эти извинения не устроили мусульман. Цитата была вырвана из контекста и использована как повод для массового возмущения “попыткой оскорбить чувства верующих”.

Самое интересное, что такую реакцию можно было предвидеть, и не исключено, что папа ее предвидел. События последних лет – заочный смертный приговор писателю Салману Рушди, убийство режиссера Тео ван Гога, карикатурный скандал и другие – показали, что многие в мусульманском мире болезненно реагируют на проявления западной свободы слова и жеста, когда она касается ислама. И эту болезненную реакцию в самом исламском мире есть кому подогревать. Но стала ясна и неадекватность западных стратегий в отношении Востока.

Условно их можно назвать американской и европейской. Первая – силовая, она выражается в объявленной Джорджем Бушем глобальной войне с терроризмом, которая приводит к постоянному возобновлению социальной базы этого терроризма. Вторая – политкорректная, она выражается в постоянных уступках европейских властей идеологическому и поведенческому наступлению ислама и порождает необходимость все новых и новых уступок.

Конечно, папа римский является не только главой церкви, но и политиком. И когда он читает лекцию как ученый или проповедь как понтифик, он должен понимать, что его услышат и как политика. А может быть, лекция была как раз политически выдержанной? Может, папа рассчитывает, что в сочетании с реакцией мусульман она побудит западный христианский в исторической традиции и секулярный в настоящем времени мир тщательно скоординировать свои силы и выработать единую стратегию в отношении Востока? В этой выверенной стратегии не должна преобладать ни силовая, ни политкорректная составляющая, а возможно и даже обязательно должны появиться другие подходы, над которыми придется поработать.