От редакции: Фильтр для НКО

Авторы принятых в январе 2006 г. поправок в закон о некоммерческих организациях (НКО) утверждали, что их инициатива направлена на развитие гражданского общества в России и вывод из тени денежных потоков НКО. Президент уточнил цель законодательных новаций на ежегодной пресс-конференции: “Государство будет поддерживать некоммерческие организации, но мы выступаем за прозрачность их финансирования, чтобы они были независимыми и не руководились кукловодами из-за границы”. Депутаты решили помочь гражданскому обществу материально – выделить на поддержку отечественных неправительственных организаций 250 млн руб. из федерального бюджета.

Что ждет “кукловодов”, скоро станет ясно. Картина уже проясняется благодаря Федеральной регистрационной службе (ФРС) и Общественной палате. Первая на днях напомнила 500 зарубежным НКО, что срок их перерегистрации заканчивается 18 октября. Выяснилось, что лишь 26 зарубежных НКО подтвердили право на существование, а 87 – сдали документы. Среди кандидатов на закрытие – Amnesty International, Human Rights Watch и другие неблагонадежные организации. Общественная палата обнародовала вчера список организаций – кандидатов на получение госфинансирования. По странному совпадению их тоже чуть более 500. Среди кандидатов на бюджетные деньги нет Комитета солдатских матерей и “Открытой России”, которую ранее финансировал ЮКОС. Зато 17 мест в списке занимают организации, которые возглавляют сами члены Общественной палаты. Около 100 кандидатов – всевозможные военно-патриотические и ветеранские организации.

Иностранные НКО и российские неправительственные организации, использующие средства зарубежных жертвователей, особенно правозащитники, оказались под пристальным вниманием власти сразу после принятия закона. И это пристальное внимание – популярная мера. По данным “Левада-центра”, 42% респондентов считают, что привлечение зарубежных грантов российскими НКО неприемлемо; 37% полагают, что это допустимо, а 21% – колеблются. Сначала ФСБ в эфире государственного телеканала уличила правозащитников в получении денег у британской разведки. Впрочем, в деле о британском камне персонами нон грата никто не был объявлен. Затем за “неправильные” НКО взялись регистраторы. В марте они выявили нарушения в отчетности Комитета солдатских матерей и Форума переселенческих организаций. Однако недостающие документы КСМ вскоре “нашлись” в ФРС, а в ликвидации второй организации чиновникам отказал Мещанский суд Москвы. Наконец, в июне столичная ФНС выявила недоимку в 4,6 млн руб. у Центра содействия международной защите, который также получает зарубежные гранты. Если претензии мытарей удовлетворят, то центр, сотрудники которого бесплатно помогли гражданам России в составлении 250 жалоб в Страсбургский суд, будет закрыт. Наверное, ответственные чиновники считают, что правозащитники недостаточно хорошо помогают гражданам писать жалобы в Страсбург.