От редакции: Всемирное ток-шоу

Всемирные телевизионные дебаты, провести которые предлагал иранский президент Махмуд Ахмадинеджад, состоялись. Сценой для них стала проходящая в Нью-Йорке 61-я сессия Генассамблеи ООН. Выступить уже успели, помимо Ахмадинеджада, Джордж Буш и Уго Чавес.

Ахмадинеджад показал себя вовсе не таким пугалом, каким рисовали его западные СМИ, и даже, возможно, добился снятия с ближайшей повестки дня вопроса о санкциях. Накануне и в ходе сессии Ахмадинеджад дезавуировал или смягчил некоторые свои ранние высказывания (о необходимости разрушить Израиль, например) и выглядел жестким, но адекватным политиком. По мнению экспертов по Ближнему Востоку, иранский президент довольно четко разделяет риторику, направленную на внутреннего потребителя, и “слова на экспорт” – именно “экспортный вариант” мы видели в последний месяц. Учитывая это, с ним вполне можно вести переговоры.

Буш, еще год или два назад старавшийся влиять на партнеров по антитеррористическому альянсу, на этот раз использовал трибуну ООН больше для внутреннего потребителя – скоро выборы в Конгресс, а позиции у республиканцев не очень сильны, в том числе из-за затянувшихся операций в Афганистане и Ираке. В этой ситуации начинать войну в Иране США позволить себе не могут, а санкции вряд ли повредят иранской экономике, зато еще больше сплотят общество вокруг идеи антиамериканизма.

Президент Венесуэлы заставил вспомнить Никиту Хрущева и Фиделя Кастро. Он назвал Джорджа Буша “дьяволом” (“здесь до сих пор пахнет серой”) и “мировым диктатором, нуждающимся в психиатрической помощи”. Затем Чавес призвал отменить право вето в Совете Безопасности и начать борьбу против гегемонии Соединенных Штатов. Заметим, что и у Чавеса эта речь – предвыборная, ведь 3 декабря в Венесуэле президентские выборы. Его выступление транслировалось в прямом эфире на Венесуэлу. Выступление Ахмадинеджада – на США. В Иране же на днях президентом были запрещены спутниковые антенны.

В своеобразном ток-шоу, похоже, победил Ахмадинеджад. Он жестко критиковал США и Британию за “использование в своих целях” Совета Безопасности и за двойные стандарты в политике: “Страны Запада широко пользуются благами ядерной энергетики. У некоторых из них даже имеется мрачный опыт использования ядерных технологий против человечества”. Свою ядерную программу Иран останавливать не собирается, потому что она носит “мирный, прозрачный характер и подконтрольна МАГАТЭ”.

Буш, Чавес и Ахмадинеджад осваивают стиль советско-американской полемики периода обострения. Напомним, что Никита Хрущев в 1960 г. назвал тогдашнего генсека ООН Дага Хаммаршельда “наймитом империализма”.

Между тем нельзя не признать критику венесуэльского лидера в адрес нынешнего состояния ООН отчасти справедливой. Сообщество 182 стран, крайне различных по степени экономического развития и политическому строю, не может выработать единой позиции по многим вопросам. Поэтому ООН превратилась в универсальную, но малоэффективную организацию. Впрочем, большинство стран не пойдет ни на роспуск ООН, ни на резкие преобразования. По данным службы Gallup, более 55% опрошенных высказались за продолжение работы ООН и лишь 35% – за ее роспуск. В России за сохранение ООН высказались 45%, за роспуск – 32%, остальные не определились с ответом.