От редакции: Пропускная способность

Развитие дорожной сети для России – первейшая задача. Пока плотность автотрасс федерального и регионального значения с твердым покрытием составляет около 44 км на 1000 кв. км (в США – около 600 км, в Канаде – около 300 км). До сих пор не достроен автомобильный дублер Транссиба. Все это ведет к удорожанию снабжения отдаленных регионов и ослаблению их связи с центром.

На днях ливни смыли полуторакилометровый отрезок колымской магистрали, связывающей Якутию и Магаданскую область с остальной Россией. Эта “дорога жизни” обеспечивает жизнедеятельность более 1,1 млн человек. В плену непролазной глины почти на неделю оказались сотни автомашин и тысячи людей – водители многотонных грузовиков, отпускники, возвращавшиеся домой на автобусах и собственных машинах. Их, как водится, спасало МЧС. Трактора и бульдозеры в очередной раз вытянули завязшие автомобили и привели дорогу в порядок до следующего сильного ливня. Стратегическая для региона автотрасса остается, по сути, зимником, т. е. только зимой движение по ней стабильно. Разумеется, местным дорожным службам не позавидуешь – вечная мерзлота, скальный грунт, глина. Но с такой бедой сталкиваются не только в России, но и на Аляске, на северных территориях Канады и Скандинавии. Пользователи трансаляскинской магистрали не испытывают таких потрясений, как их якутские коллеги.

Может быть, у нас при строительстве дорог много воруют? Вот, например, финские дорожники, недавно побывавшие с деловым визитом в Сыктывкаре, были удивлены тем, что стоимость километра дороги в схожей по климату и ландшафту Республике Коми почти в два раза выше, чем в Финляндии.

На автодорожную составляющую федеральной целевой программы (ФЦП) “Модернизация транспортной системы России” правительство намерено потратить 1,1 трлн руб. только из федерального бюджета. Выделены миллиарды рублей из инвестпрограммы, потрачены 16,8 млрд руб. кредита ЕБРР. Вопрос в выборе приоритетов. ФЦП направлена прежде всего на развитие коммерчески выгодного транспортного сообщения со странами Западной Европы и Черноморским побережьем Кавказа. С социально важными трассами дело обстоит сложнее. К 2008 г. из госбюджета будет выделено 2,4 млрд руб. на реконструкцию 204 км дороги от Якутска до Магадана. А что с 83-километровым неверским участком, где произошел потоп? На него планируется выделить 720 млн руб. к 2010 г., т. е. примерно по $300 000 на километр. По официальным данным, один километр трассы “Дон” на равнинных участках стоит $2 млн.

Между тем надежная связь с отдаленными регионами страны – проблема стратегическая. Это вопрос эффективности управления страной и даже государственной целостности. В этом смысле дорожные проблемы являются отражением проблем со стратегией развития регионов, которая до сих пор внятно не сформулирована.