Статья опубликована в № 1711 от 02.10.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Бензин без нефти

От редакции: Бензин без нефти

Падение мировых цен на нефть привело к коррекции на российском фондовом рынке, подморозило рынок недвижимости, но не остановило рост цен на бензин. Странно: ведь обычно именно мировой конъюнктурой нефтетрейдеры и заправщики объясняют рост цен на топливо – но нефть подешевела, а бензин подорожал.

Двенадцатого сентября правительство провело встречу с крупнейшими нефтяниками, надеясь повторить прошлогодний фокус – договориться о замораживании цен на топливо до конца года. В 2005 г. такая антирыночная мера вроде бы сработала – нефтяники согласились, цены затормозились и водители были рады. То обстоятельство, что цены были заморожены на пике и в дальнейшем долгое время не росли по рыночным причинам, прошло мимо большинства автовладельцев. В этом году власти тоже надеялись эффектно справиться с проблемой, но не вышло. Нефтяники четкого ответа не дали, а цены поднялись: по данным Росстата, с 12 по 18 сентября розничные цены на бензин выросли на 1%, а с начала года – на 11,8%. На 21 сентября средние розничные цены на Аи-98 почти во всех регионах превышали порог в 20 руб. за литр, на Аи-95 – вплотную приблизились или превышали, Аи-92 в Москве стоил от 17,70 до 20,00 руб. Между тем, по данным августовского опроса ВЦИОМ, превышение ценой на бензин порога в 20 руб. пересадит на общественный транспорт около 18% автовладельцев.

На днях вице-премьер Александр Жуков “не исключил”, что к концу года цены все же снизятся. Он объяснил свой прогноз снижением цен на нефть. Между тем напомним, что с июля цены на нефть упали более чем на 20%, а цены на бензин с середины августа выросли на 2,6%. Нет тут и сговора нефтяников – по данным Русского топливного агентства, оптовые цены на бензин снижаются: только на Аи-92/93 за четыре недели сентября они снизились на 11%. Общепринятое объяснение диссонанса между падением цен на нефть и их ростом на бензин – замедленная реакция бизнеса и власти на изменение мировой конъюнктуры.

Изменение нефтяных налогов и пошлин действительно происходит с опозданием, по результатам мониторинга за два месяца, да вот только влияние этих налогов на стоимость бензина минимально – по расчетам Минэкономразвития, доля НДПИ в себестоимости бензина составляет менее 10%. По мнению экспертов, ценообразование в заправочном бизнесе строится исключительно по принципу покупательной способности и к мировой конъюнктуре отношения не имеет вообще.

Реальных причин постоянного роста цен на бензин две: это дефицит мощностей по переработке и отсутствие конкуренции на заправочном рынке. Глава РСПП Александр Шохин говорит, что в ближайшие годы Россия может столкнуться с дефицитом бензина, если государство не будет стимулировать инвестиции в переработку. Сейчас нефтяные компании действительно предпочитают экспортировать сырую нефть, вместо того чтобы перерабатывать ее внутри страны. Ключевой фактор, влияющий на решение нефтяников, – более низкая рентабельность переработки и отсутствие соответствующего налогового стимулирования.

Пока, впрочем, бензина хватает, да и оптовые цены падают, соответственно, главная причина – в слабой конкуренции. По данным Федеральной антимонопольной службы, приблизительно в 70 регионах доля доминирующей компании превышает 50% розничного рынка топлива. ФАС предлагает грамотное решение проблемы – аукционную продажу земель под АЗС с ограничением участия доминирующих компаний. Однако региональные власти давно научились проводить аукционы так, чтобы победила нужная компания. Например, в Санкт-Петербурге на июльском аукционе по продаже 30 участков под строительство заправок победила “Газпром нефть”, заплатив стартовую цену в $12 млн: из-за условий аукциона (объем годовых отчислений претендента в местный бюджет не менее 4 млрд руб.) других участников аукциона просто не было.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать