От редакции: Книжный развал

Качественное образование детей – один из главных жизненных приоритетов россиян. По данным августовского опроса ВЦИОМ, по важности эта проблема уступает только жилищной. Важнейшей ее считают 37% респондентов (улучшение жилищных условий – 55%). В шкале родительских ценностей хорошее образование – самое главное (на первое место его ставят 53% опрошенных), затем следует приобщение к здоровому образу жизни и воспитание патриотизма (30%). Однако не все верят в нынешнюю школу. По данным недавнего исследования компании “Башкирова и партнеры”, 41,3% опрошенных полагают, что уровень школьного образования снизился по сравнению с их временем, противоположного мнения придерживаются 27,4%, еще 21% считают, что он не изменился. И наконец, по данным “Левада-центра”, в качественное образование для себя и своих родственников не верят 51% москвичей, 60% жителей городов и 67% сельских жителей; верят – 45%, 37% и 29% соответственно.

Одна из проблем – состояние учебных пособий. “Сейчас 80% учебников содержат грубые ошибки, допускаться к обучению они не должны”, – заявил вчера в Челябинске министр образования Андрей Фурсенко. По мнению опрошенных “Ведомостями” школьных учителей и экспертов, проблема налицо. Опечатки и неправильные решения задач можно найти в рабочих тетрадях по математике и учебниках физики. Обнаруживается учебник по географии, где написано, что Индия – это материк. Из одного из учебников по литературе школьники могут узнать, что Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за роман (!) “Судьба человека”. Многие считают, что виноват существовавший до недавнего времени порядок экспертизы учебников. За их оценку отвечал федеральный экспертный совет при Министерстве образования, который рассылал учебники на отзыв узкому кругу специалистов, хорошо знающих друг друга. Это приводило к практике “перекрестного опыления” – одни специалисты одобряли учебник группы авторов, затем последние давали зеленый свет труду своих коллег.

“Мы предложили всем издательствам провести досрочную экспертизу. Причем в решающей фазе должны принимать участие учителя. Возможно, к этому стоит привлекать и родителей”, – считает Фурсенко. Новый порядок оценки, когда учебник поступает в академические и учебные институты, а имена самих экспертов неизвестны авторам, сокращает вероятность подкупа и конфликта интересов. Однако не предотвращает его полностью. Поэтому было бы полезно использовать опыт Франции и США, где учебники оценивают не только чиновники и ученые, но и представители объединений преподавателей соответствующих предметов.

Кроме того, уверены эксперты, необходимо повысить роль учителей и школьных попечительских советов при отборе учебников. Родители и педагоги-предметники должны иметь больше возможностей, чтобы выбрать наиболее подходящие пособия для обучения своих детей и учеников. Наконец, это поможет избежать другой крайности – попытки изъять из обращения те учебники и хрестоматии, которые могут показаться чиновникам по каким-то причинам неудобными.