Мнения
Бесплатный
Константин Симонов
Статья опубликована в № 1712 от 03.10.2006 под заголовком: КОНЪЮНКТУРА: Что купить?

Конъюнктура: Что купить?

В последнее время очень популярна дискуссия о количестве денег в российской экономике. Вспоминаются мудрые уравнения, привязывающие ценность денег к различным экономическим факторам. Но, как разумно призывал недавно в своей колонке Роберт Скидельский, нужно не считать, а наблюдать. При такой методике мы увидим довольно любопытные вещи. Денег вроде бы становится все больше на всех уровнях – у физических лиц, у компаний и государства. Об этом говорят динамика зарплат, рост доходов корпораций, а также цифры поступлений в бюджет и постоянно увеличивающихся золотовалютных резервов вместе со стабфондом. А вот потратить их становится невообразимо сложнее.

На бытовом уровне это более-менее объяснимо. Тут есть инфляция, которая не позволяет конвертировать деньги в необходимые вещи. Дорогие товары типа квартир становятся недосягаемыми для большинства населения, которое бросается в другие ценовые ниши и сметает там все подряд. Отсюда и дефицит новых автомобилей, а также увеличившийся срок ожидания по мебели и другим товарам с относительно длительным сроком потребления.

У государства есть огромные деньги, но и ему потратить их некуда. То есть предложений, конечно, огромное количество, число претендентов на стабфонд растет с каждым днем. Но большая их часть носит, как принято говорить, коррупционный характер и имеет отношение скорее к воровству, чем к полезным для страны приобретениям.

Казалось бы, бизнес должен быть лишен боязни вкладывать деньги, поскольку ему проще отделить инвестирование от распила бюджетов. И у него есть возможности для вложений – скажем, создание новых активов. До сих пор основная доля ВВП создается на предприятиях советской эпохи, что является позором и наглядно отражает временщический характер отечественных предпринимателей. Но вроде бы ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Скажем, государство активно погашает долги, а внешний долг все равно растет – более чем на 11% только за первое полугодие 2006 г. Происходит это из-за резкого роста займов российских компаний за рубежом. Казалось бы, у корпораций просыпается склонность к инвестициям. Но почему же деньги они ищут за границей, хотя и у нас в стране предложение денег довольно солидное? Думается, дело не в уравнениях и процентных ставках. А в том, что в ситуацию вмешиваются политические риски. Компании не хотят тратить свои деньги и деньги карманных банков. Потому что они не решили для себя проблему преемственности власти и вынуждены подстраховываться. Если президент страны окажется не слишком лоялен собственникам или менеджменту крупных корпораций, то вряд ли им стоит ожидать дивидендов от реализации долгосрочных проектов. Скорее им стоит ждать преемников у себя в офисе, которым и достанутся бонусы. Так что лучше оставить им долги, а не потенциальные дивиденды.

Перед выборами каждый бизнесмен должен решить для себя дилемму: деньги или собственность. В первом случае снижаются риски, но минимизируется и потенциальный выигрыш. Теория обналичивания власти не работает – массовой распродажи собственности перед выборами не происходит. Это значит, что элиты готовы рисковать. Но все же осторожно – ведь новых крупных инвестиционных проектов мы не наблюдаем. Зато есть надежда, что определенность с преемственностью станет отмашкой для их реализации.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать