От редакции: Голый пистолет

“Эти люди думают, что, находясь под крышей своих иностранных спонсоров, они могут чувствовать себя комфортно и в безопасности [...]” – слова Владимира Путина на заседании Cовета безопасности заставляют вспомнить риторику советского времени. Что-нибудь вроде “под одобрительные кивки из-за океана”.

В качестве “одобрительных кивков” выступают блокирование Штатами резолюции ООН, внесенной Россией и осуждающей действия Грузии, недавний прием Михаила Саакашвили Джорджем Бушем и антироссийское выступление президента Грузии в ООН, ускорение процесса вступления Грузии в НАТО. Эти “кивки” на самом деле бальзам на души российских руководителей. Как же, ведь нас снова воспринимают как противника. И дело не только в Грузии. Резкие заявления вице-президента США Ричарда Чейни по поводу российской демократии, американские санкции к российским компаниям, сотрудничающим с Ираном, споры по поводу Украины, Сирии, “Хамас” и “Хезболлы”, публичное осуждение ими (и поддержка нами) политики Венесуэлы и Кубы – все эти коллизии последнего времени дают пищу для иллюзий о скором восстановлении биполярного мира времен холодной войны. Все это вызывает радостное возбуждение у наших “ястребов”, и вот уже мы слышим бодрые комментарии по поводу ситуации в Грузии от министров, военных, депутатов. Это же настоящее серьезное дело, не какая-нибудь монетизация льгот. Это же почти война. Можно с трагической миной на лице констатировать, что, мол, мы все дипломатические ресурсы исчерпали, а дальше – вы сами понимаете, что бывает. Нам бы не хотелось, конечно, но нас подталкивают. Под одобрительные кивки из-за океана.

Это не девиантное поведение – такая модель заложена в подсознании нынешних руководителей профессиональным воспитанием и опытом жизни в Советском Союзе. Надо сказать, что аналогичная модель (западной сборки) заложена и в подсознании американских “ястребов” и они по привычке хотят “холодно воевать” с Россией. Допустим, что имиджевая цель – формирование ситуации, позволяющей говорить о равном противостоянии США и России, – российским руководством достигнута. Возможно даже, что она важна. Но, к сожалению, ее еще очень долго будет легко поставить под сомнение, сравнив, например, размеры экономик государств. В мировой экономике Россия относительно США занимает почти такое же место, как и Грузия относительно самой России: грузинский ВВП составляет меньше 1% российского, а российский – менее 6% американского.

Но главное, конечно, не размеры. Структурные реформы в российской экономике остановились, она остается сырьевой. В первом полугодии 2006 г. доля энергоресурсов в экспорте превышала 70%, а, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, до 50% доходов российского бюджета составляют нефтегазовые поступления. Кроме “голландской болезни” нашу экономику отличает один из самых высоких в мире разрыв в доходах между богатыми и бедными – по последним данным Росстата, в 25,3 раза (в США – в 10 раз).

В общем, есть чем заняться дома. Тем более что доходы от экспорта получают вовсе не те патриоты, которые работают за 4000 руб. в месяц в провинциальной школе (больнице, котельной, магазине и т. п.) и ненавидят Саакашвили после просмотра теленовостей.