Статья опубликована в № 1713 от 04.10.2006 под заголовком: ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Война “кратких курсов”

Политэкономия: Война “кратких курсов”

Есть такой замечательный армянский анекдот, самокритично высмеивающий национальное самолюбование. Армянская школа в 2050 г. Учитель показывает детям карту, закрашенную одним цветом: все – Европа, Австралия, Африка, Америка, Азия – это одна большая Армения. “А что это за маленькая красная точка на карте?” – спрашивает пытливый ученик. Глаза учителя наливаются кровью: “Это – Карабах. Так и не отдали, гады”.

Что-то похожее происходит сейчас в отношениях России и Грузии. С точки зрения рождающегося на глазах нового “краткого курса” российской истории Грузия, как выразился главный орнитолог-грипповед и дегустатор РФ Геннадий Онищенко, – это “национально-территориальное образование, граничащее с Россией на юге”. Пылкие южные соседи в свою очередь, кажется, вот-вот признают за Россией статус одного большого “Верхнего Самачабло”.

В каждой войне, особенно холодной, в бой идут не только и не столько люди, сколько официальные “краткие курсы” национальных историй, где соответствующая воюющая сторона признается единственной в мире “родиной слонов”.

Министр образования Андрей Фурсенко на днях заявил, что 80% учебников содержат грубые ошибки. Если речь идет об учебниках истории, то эти ошибки – исторические. По свидетельству историка Геннадия Бордюгова, специально изучающего вопрос формирования национальных историй через учебники, еще два года назад в узбекских исторических пособиях 292 раза были употреблены такие выражения, как “русские захватчики”, “русские колонизаторы”, “русские шпионы”. При этом не думаю, что история Узбекистана находится в центре внимания авторов российских учебников. Что уж говорить о южном “подбрюшье” – Кавказе.

Что знает среднестатистический русский, особенно тот, кто вырос вне культурной среды Советского Союза, о тех же кавказцах? В школьных учебниках истории ответа не найти, а среда подсказывает ему только два “культурно-исторических” тезиса: “Россия для русских!” и “Понаехали тут!” Постимперская история каждого народа бывшего СССР творится с пылу, с жару, она еще не успела остыть, она похожа на печеную картошку, только что вынутую из золы. Она, по большому счету, пока не обрела должной степени легитимности. Поэтому каждая нация заново переписывает свою историю и закрашивает в цвета национального флага карту мира.

Единороссовский тезис о русских как “государствообразующей нации” – пока еще достояние идеологии для узкого круга взрослых людей. Если его конвертировать в центральную идеологему массового школьного учебника – это будет воспитание национализма, не менее эффективное, чем с помощью курса православной культуры, заменяющего в современных обстоятельствах марксистско-ленинское обществоведение и научный коммунизм.

Самое худшее, что может произойти с общественным сознанием, – это национализация истории. Как самое худшее, что может произойти с рыночной экономикой, – это ее огосударствление. В национализированном “кратком курсе” Борис Ельцин предстанет в образе Герострата, 1990-е будут названы Смутным временем. А упражнения на самостоятельное мышление, каковые содержались в запрещенном учебнике отечественной истории XX века Игоря Долуцкого, приравняют к измене Родине. Той самой – “родине слонов”, занимающей всю карту мира.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать