От редакции: По пятому пункту

Значимость антигрузинской кампании мешает понять смешение двух разных событий – политического конфликта с Грузией и действий российских властей всех уровней против грузин внутри России. Решения об экономической блокаде Грузии можно обсуждать, можно поддерживать или критиковать, но в любом случае они менее существенны для России, чем внутренняя блокада грузин.

Теория психоанализа считает, что радикальным средством от тоталитарного сознания могут быть только “очевидности разума”, но бывает и наоборот. В это не хочется верить, но, похоже, стадия “наоборот” сейчас накрывает российское общество. Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция по защите национальных меньшинств, статьи 19, 26, 29 Конституции РФ, статьи 282 Уголовного кодекса РФ – все эти действующие на территории России нормы запрещают какую-либо дискриминацию по национальному признаку. “Очевидностью разума” в антигрузинской кампании является ее открытый дискриминационный характер, подлежащий обсуждению в судах различного уровня. Однако же генпрокурор Юрий Чайка утверждает, что все делается законно. Российская практика по делам с национальной подоплекой и в спокойное время была минимальна, а во время государственной кампании доказать дискриминационный характер действий властей будет вообще невозможно (о том, какими нормативными актами прикрываются власти, см. статью на этой же странице).

Власти делают вид, что грузин преследуют за нарушения закона, но на самом деле нынешняя система отношений в политике, экономике, обществе лишь наполовину определяется законами, а на другую половину – понятиями. Эта система позволяет властям, когда выгодно, пользоваться понятиями, когда невыгодно – законами. И выбор в качестве наказуемых законом субъектов системы, принадлежащих к одной национальности, – чистейший шовинизм.

Для российского общества это становится все менее очевидным. Красноречивым является одновременный рост рейтинга Владимира Путина и неприязни россиян к Грузии и “кавказцам”. 52% опрошенных “Левада-центром” в сентябре склонны поддержать официальное признание России “государством русского народа”, в котором все нерусские и приезжие могут жить и работать с определенными ограничениями. Несогласных с таким предложением 40%. Деятельность президента одобряют 75% россиян. “То, что в руках президента сосредоточена практически вся власть в стране”, считают благом 61%.

Преувеличением было бы говорить о националистической политике российских властей. Власти меняют цели в зависимости от “задач момента”. Раньше это были отдельные олигархи, свободная пресса, правозащитники. Теперь – отдельная нация. В любой момент может оказаться, что экономические права россиян ущемляют таксисты, берущие втридорога, или врачи, не выполняющие нацпроект. Тоталитарное сознание общества с готовностью воспримет нового “врага”, на которого укажут государственные СМИ.

Главная проблема – и для осознания этого хватит даже поверхностного знания истории – состоит в том, что власти склонны переоценивать свою возможность контроля за такими процессами. Можно не успеть остановиться.