От редакции: Минус будущее

Разобраться в настроениях россиян нелегко. Они с опаской смотрят в будущее и набирают кредиты на крупные покупки. Они уверенно ждут худшего от чиновников, но столь же уверенно выдают кредит доверия тому, кто их назначает.

В том, что в течение года жизнь более или менее наладится, уверены лишь 27%; 50% считают, что никакого улучшения не произойдет, 23% затрудняются с ответом. Уверенность в завтрашнем дне чувствуют 34% россиян, не чувствуют – 63% (данные “Левада-центра”).

Если взять какую-то одну сферу, близкую всем, например ЖКХ, то картина получается еще более интересной. Опрос ВЦИОМ показывает, что россияне настороженно относятся к реформе: большинство оценивают ее негативно, каждый второй опасается роста тарифов, и многие ждут ухудшения качества услуг.

Очевидно, граждане не верят в то, что власти способны провести хорошую реформу. Индекс доверия, рассчитываемый “Левада-центром” (разность между процентом опрошенных, выразивших полное доверие и полное недоверие), в сентябре равнялся минус шести для правительства, минус 19 для Госдумы, минус 10 для Совета Федерации, минус 21 для городских и районных властей. С другой стороны, граждане верят назначающему остальных руководителей президенту (его индекс доверия в сентябре составил 51). Это соотношение в целом сохраняется на протяжении длительного времени. В идеале гражданам хотелось бы, наверное, чтобы канализацию чинил лично Владимир Путин. Но поскольку граждане понимают, что это, к сожалению, невозможно, они терпеливо ждут ухудшения.

Все это вроде бы опровергается ситуацией с потребительскими кредитами. В 2005 г. граждане одолжили у банков 1,2 трлн руб., удвоив показатель 2004 г. За первое полугодие 2006 г. объем кредитов, выданных предприятиям, увеличился на 32%, выданных населению – на 90%. Вряд ли, беря кредит, граждане заранее решают, что не будут его отдавать. Значит, они все-таки надеются на свое стабильное финансовое положение в будущем, а отвечая на вопросы социологов, просто прибедняются?

Не совсем так. По мнению экспертов агентства “Сальвадор Д”, исследующего вместе с ВЦИОМ поведение россиян на финансовом рынке, россияне легко соглашаются на кредит, будучи не в состоянии трезво оценить свои риски и ответственность. 43% взрослых граждан не имеют финансового опыта – т. е. ни счета в банке, ни опыта покупки акций, ни кредитной истории. Больше всего кредитов берется в магазине, причем решение чаще всего принимается под мощным воздействием рекламы.

К тому же в бытовой культуре россиян за последние 15 лет не сложилась традиция возврата кредитов. Наоборот, дефолт 1998 г., когда многие банки закрылись, дал опыт взаимного невыполнения обязательств: банками – перед вкладчиками и должниками – перед банками. Наконец, отсутствует альтернатива потреблению – доступные инструменты инвестирования. Только 2% россиян сознались социологам из фонда “Общественное мнение” в реальных планах приобрести акции какой-либо российской компании в ближайший год.

Предложения по депозитам едва превышают инфляцию, но рынок вкладов все-таки ежегодно растет на 20–30%. Причина – рост доходов населения. Доходы действительно растут, и в условиях недостаточного предложения сберегающих инструментов граждане не только бегут в магазины, но и делают вклады в банках. В конце концов, хотя индекс настроений граждан до сих пор в минусе, в абсолютных величинах он достиг максимума за 10 лет. То же относится и к индексу готовности делать сбережения (совместный проект “Левада-центра”, фонда ИПН-России и НИСП, индекс строится как разность положительных и отрицательных ответов плюс 100). В 1994 г. индекс равнялся 28,4, а в сентябре 2006 г. – уже 68,2. До плюса (больше 100) еще далеко. Но тренд положительный. Может быть, россияне и смотрят в будущее с опаской, зато настоящее их устраивает все больше.