От редакции: Капли в море

В России растет потребление лекарств. Эта на первый взгляд печальная тенденция сложилась во многом благодаря государственной программе дополнительного лекарственного обеспечения. В то же время, несмотря на рост, объем потребления лекарств на душу населения остается низким, а сами лекарства – дорогими.

Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов на совещании у президента в понедельник привел двусмысленную цифру: за последний год рост потребления лекарственных средств в России составил 38%, что является самым высоким показателем в мире. Может показаться, что рост потребления лекарств должен быть связан с ростом заболеваемости. Но нет, заболеваемость осталась на прежнем уровне. Правда, уровень этот высок, а уровень обеспеченности лекарствами, наоборот, крайне низок.

Летом 2006 г. 32% россиян жаловались социологам “Левада-центра” на плохое здоровье и трудности с лечением. Это стабильная доля на протяжении последних лет: 30% в 1997 г., 31% в 2002 г., 30% в 2005 г. Сравнительная статистика Минздравсоцразвития за пять месяцев 2005 и 2006 гг. также фиксирует сохранение или незначительное снижение уровня заболеваемости. Но при этом в рейтинге Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Россия находится на 127-м месте по показателям здоровья населения. Смертность у нас значительно опережает рождаемость. По данным доклада Высшей школы экономики (ВШЭ) “Российское здравоохранение: как выйти из кризиса”, велика так называемая устранимая смертность (от болезней, которые излечимы): если в 1965 г. этот показатель был примерно равен британскому, то в конце 1990-х превысил британский в три раза.

По расчетам компании RMBC, в 2006 г. потребление лекарств на душу населения составит около $73 в розничных ценах. Для сравнения: в Германии в 2004 г. этот показатель составлял около $220, в США – около $180. Впрочем, чисто монетарная оценка работы программы дополнительного лекарственного обеспечения вряд ли дает полную картину.

Вчера, например, общество защиты прав потребителей “Общественный контроль” направило в Генпрокуратуру обращение с просьбой привлечь к ответственности чиновников Минздравсоцразвития и Росздравнадзора – по мнению общественников, программа недофинансируется, плохо управляется, цены на лекарства превышают цены на коммерческом рынке, маржа дистрибуторов недопустимо велика, отсутствует реальный конкурсный отбор компаний-участников и т. п.

Если учесть, что процедура получения льготных рецептов довольно тяжела, неудивительно, что от получения набора социальных услуг в рамках ДЛО уже отказались 46% льготников (данные “Общественного контроля”). То есть в версии общественников двусмысленность победных реляций министра Зурабова выглядит иначе: выросло не чистое потребление лекарств, а главным образом государственные затраты на них.

По словам Зурабова, в общем объеме товарооборота количество лекарств, которые “приобретаются гражданами вне рамок государственной программы, снизилось с 68% приблизительно до 46%”. Эксперты приводят другие оценки: граждане покупают около 65% лекарств, бюджет обеспечивает закупку 35%.

Согласно докладу ВШЭ среди тех россиян, кто отказывается от медицинской помощи, 50% делают это из-за отсутствия денег на лечение. В этой ситуации становятся востребованными дешевые подделки лекарств. По данным ВОЗ, их доля на российском рынке – 12%. Многие участники рынка называют цифру 30%. Михаил Зурабов вчера заявил, что подделок всего 3–4%. Когда он говорил это президенту, Росздравнадзор объявлял о предстоящем отзыве лицензии у ЗАО “Брынцалов-А” (пятого в России производителя лекарств) за контрафакт.