От редакции: Директивы в эфире

Слово президента в России – буквально закон. Стоит Владимиру Путину по телевизору что-то пообещать, или покритиковать, или предположить, как подчиненные, не дожидаясь законодательного оформления сказанного, бросаются исполнять. А того, о чем не упомянул президент, и не существует.

Общение Владимира Путина с народом посредством телевизионной прямой линии – не пища для размышлений, а руководство к немедленному действию не только для прямых подчиненных, но и для всех ветвей власти. А значит, независимо от того, как отбираются вопросы, эти вопросы и являются политической повесткой дня для России. “Честно говоря, по некоторым пунктам было просто не по себе, – сказал премьер-министр Михаил Фрадков на следующий день после прямой линии. – Как бы тут ни виться, а конец будет найден. Это относится ко всему”. Премьер поручил за три дня найти и наказать виновных в кризисе на алкогольном рынке, а также провести комплексный анализ состояния выполнения поручений президента, обратив особое внимание на вопросы, поставленные в ходе прямой линии.

Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что партия “Единая Россия” работает над решением проблем, поднимавшихся в разговоре президента с народом: в частности, проблем развития лесной отрасли, транспортной инфраструктуры, а также повышения качества и уровня жизни граждан. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил, что в Госдуме следят за ситуацией с “дачной амнистией”. Вице-спикер Госдумы от фракции “Единая Россия” Владимир Катренко считает, что прямая линия станет “импульсом для власти на региональном и федеральном уровнях, чтобы решать проблему безработицы эффективнее и быстрее”. Другой вице-спикер от “Единой России” – Владимир Пехтин сказал, что депутаты “проанализируют обозначенные обществом проблемы, будут принимать решения на уровне законодательном и исполнительном”.

Власти Подмосковья по мотивам вопроса петербургского пенсионера пообещали до 1 ноября рассчитать “справедливые коэффициенты” по земельному налогу для дачников и садоводов.

Командование Балтийского флота отрапортовало о готовности принять участие в строительстве Северо-Европейского газопровода. Союз театральных деятелей и АФК “Система” решили безвозмездно помочь петербургскому Дому ветеранов сцены, вместо того чтобы занимать его территории под коммерческое строительство.

В принципе, это неплохо. Странно было бы, если бы обещания президента, данные в прямом эфире, не выполнялись. Зачем тогда выступать? За ходом выполнения обещаний тщательно следит администрация президента. В апреле, например, управление президента по работе с обращениями граждан опубликовало специальный отчет по итогам прямой линии 2005 г., в котором анализировалась работа полпредов президента, региональных властей, министерств и ведомств по решению личных проблем респондентов и системных проблем федерального или регионального уровня. Так что чиновники и депутаты обязаны внимательно следить за прямой линией.

При этом большинство проблем давно известны и даже имеют какую-то историю решения – но не решаются, пока президент не скажет о них на всю страну. Правительство, парламент, губернаторы, мэры вроде бы строят какие-то планы работы, но, видимо, черновые – в ожидании слова свыше. Складывается ситуация, когда чуть ли не единственный способ гарантировать исполнение поручения – добиться произнесения нужных слов президентом в прямом эфире. Функция отбора вопросов становится ключевой государственной работой – в последнем сеансе общения президент ответил на 55 вопросов из 2,3 млн. Отбором вопросов для прямой линии частично занимается сам президент, остальное, может быть, отбирает компьютер – методом случайной выборки, а может быть – пресс-служба президента. Как бы то ни было, получается, что задачи, под которыми сразу же подписываются все органы власти, определяются непрозрачными методами. Поэтому необходимо создание вече, палаты или совета, которые бы следили за выбором.