От редакции: Взялись за правила

Количество происшествий и случаев смертности на дорогах – это показатель, который демонстрирует состояние многих областей экономики: протяженность и качество дорог, надежность автомобилей и то, как люди ценят свою жизнь. Число ДТП, по данным Росстата, выросло с 2001 по 2005 г. со 164 000 до 223 000, количество погибших остается на прежнем уровне – 30 900 человек в 2001 г., 34 000 – в 2005 г. Для сравнения: во Франции за тот же период, по данным Национального института статистики и экономических исследований, число инцидентов на дорогах сократилось со 117 000 до 85 000, количество смертей – с 7720 до 5318.

Любая инициатива, направленная на превращение отечественных дорог из орудий массового поражения в современные магистрали, заслуживает внимания. На днях свой план обнародовала рабочая группа “Единой России” во главе с вице-спикером Госдумы Владимиром Катренко и сенатором и бывшим начальником ГАИ Владимиром Федоровым. “Единороссы” намерены повысить статус правил дорожного движения: они должны стать законом в прямом смысле слова – их будут утверждать депутаты, а не правительство, как сейчас.

Депутаты и сенатор намерены европеизировать российские дороги тремя главными способами: снизить скорость передвижения автомашин в городах до евростандарта – 50 км/час, разрешить водителям выпивать кружку пива или бокал вина перед поездкой, наконец, постепенно запретить эксплуатацию праворульных иномарок. Почему законодатели намерены бередить проблему, которая в последние годы не раз вызывала массовые волнения прежде всего на Дальнем Востоке? “Я считаю, что Россия не должна быть помойкой Японии, праворульный автомобиль предназначен только для езды по левой полосе дороги. Если норму вводить постепенно и полностью запретить ввоз лет через 10, то никаких ущемлений прав не будет. Я уверен, что большая часть автомобилистов меня поддержит”, – сказал Федоров. С ним согласен Катренко, который заявил, что аварийность в “праворульной” Сахалинской области в 16 раз превышает европейскую.

Это странно. По данным Росстата, на Дальнем Востоке на 100 000 жителей в 2004 г. пришлось 172 ДТП и 24,8 погибших – это меньше, чем в Московской (210 и 45) и Владимирской (216 и 39,6) областях, и ненамного больше, чем по всей России, – 145 и 24. В Сахалинской области на 100 000 жителей в 2004 г. приходилось 212 аварий и 26 погибших. По данным Евростата, аналогичные показатели составляют 115 и 9.

В России, полагают эксперты, необходимо не косметическое исправление ПДД, по сути расширяющее полномочия сотрудников ДПС останавливать автолюбителей для проверки, а принятие кодекса дорожной безопасности, который действует в ряде стран Европы. Он четко регламентирует не только поведение водителей, но и обязанности государства и дорожной полиции по поддержанию в нормальном состоянии магистралей и придорожной инфраструктуры, а также санкции, налагаемые на госструктуры и компании, эксплуатирующие автодороги.