От редакции: Водные процедуры

Юбилейное, 300-е наводнение в Петербурге сопровождалось отключениями воды. Это похоже на кавээновскую шутку коммунальщиков. Без холодного водоснабжения в субботу вечером остались почти миллион петербуржцев в четырех районах города.

На Ленинградской атомной электростанции из-за короткого замыкания на линии был остановлен один из энергоблоков. Сейчас все уже работает, но стоит помнить, что Петербург остается лицом проблемы. Местные наводнения благодаря истории города и вниманию литераторов стали неотъемлемой частью романтического образа Северной столицы, как разводные мосты и интеллигенция. При этом, с одной стороны, ущерб от наводнений власти научились снижать. С другой – главный защитный редут, пресловутую дамбу, никак не могут достроить. Вообще, проект дамбы через Кронштадт появился еще в 1838 г. Через 100 лет вроде бы решили строить – по проекту Госплана 1933 г. Однако датой начала стройки стал только 1979 год – благодаря постановлению ЦК КПСС и Совета министров “О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений”. В середине 1980-х стройка была заморожена и возобновилась только в 2003-м. Сейчас предполагается, что к 2009 г. Петербург будет защищен от наводнений, а полностью работы на дамбе завершатся в 2010–2012 гг., – по крайней мере, так считает главный по дамбе, замруководителя Росстроя Владимир Коган.

Но Петербург – это только фасад проблемы. По разным оценкам, в России затоплению подвержена территория общей площадью 400 000 кв. км. Более 750 городов в России, расположенных в потенциально подтапливаемых районах, не имеют эффективной системы инженерной защиты. Недавно министр природных ресурсов Юрий Трутнев оценил ежегодный ущерб от наводнений в 50 млрд руб. Но федеральные средства, выделяемые в качестве помощи, расходуются неэффективно. Министр предлагает жилье и заводы в паводкоопасных зонах больше не строить, а для объектов, уже построенных в таких местах, ввести обязательное страхование.

Трутнев напомнил, что точность прогнозов наводнений за последние годы упала на 20%, а изношенность водозащитных сооружений в целом по стране превышает 90%. Предложения министра правительство повторно рассмотрит в декабре.

Страховка действительно нужна обязательная. Добровольная наталкивается на естественные препятствия: граждане считают, что бог не выдаст, свинья не съест. С другой стороны, после сильного паводка 2000 г. в Якутии были случаи, когда страховщики отказывались страховать клиентов от наводнения, боясь убытков.

Но административного решения о страховке и объединении полномочий в одном органе мало. Проблема стихийных бедствий глобальна. По мнению Бориса Порфирьева, руководителя Центра анализа рисков и кризисов Института экономики РАН, для России характерны основные мировые тенденции стихийных бедствий: рост числа пострадавших и ущерба (на 10–15% в год), дифференциация социальных групп по уязвимости перед природными опасностями (бедные более уязвимы, чем богатые). Россия не является средоточием бедствий, но и не отстает от остального мира. Логично в таком случае следовать мировым тенденциям в борьбе со стихией. Политика снижения природных рисков должна быть неотъемлемой частью стратегий устойчивого развития – это принципиальное положение было закреплено в декларации ООН, принятой в январе 2005 г. Деятельность по управлению природными рисками включает производство знаний о природных рисках и способах их снижения, укрепление общественной безопасности благодаря информированности граждан, улучшение общественной среды благодаря уверенности всех граждан в надежности защиты от природных опасностей. Ученые напоминают, что затраты на снижение опасности для здоровья и жизни людей – это инвестиции в человеческий капитал, способствующие повышению производительности труда и тем самым – экономическому росту.