Политэкономия: Четыре карты

В обществе развитого социализма одни делали вид, что работают, другие – что платят за работу. При развитом госкапитализме одни делают вид, что голосуют за реальные партии, другие – что развивают демократию.

На деле же получается, что партийная система формируется у нас по законам маркетинга: у вас был один-единственный йогурт – “Единая Россия”, теперь для оживления потребительского спроса на рынок выбрасывается точно такой же, но в другой коробке, с иным рисунком и надписью “новинка”. Называется – “Справедливая Россия”. Есть это все нельзя – не вкусно, но ничего другого нет. Или вас убедили в том, что ничего другого нет, а вы сделали вид, что поверили. И купили новый йогурт – маркетинговое продолжение старого.

В России сложилась уникальная партийная система – она целиком вытачана в политической мастерской, в лабораторных условиях, и лишь потом вживлена в органическую ткань. Четырехпартийная система следующего политического цикла, которая будет состоять из “Единой России”, “Справедливой России” (возможно, еще и “Свободной России”), коммунистов и жириновцев, на самом деле однопартийная. Это просто в лаборатории на каждую “партию” наклеили разные ярлыки и выпустили в таком виде на рынок. Так удобнее охватывать всю потребительскую аудиторию и удовлетворять любой политический спрос. Хотите красных – вот вам коммунисты с флагами и хоругвями. Желаете слабоалкогольное с “пузырьками”, веселящим газом – вот вам ЛДПР. Вам нужны розовенькие в крапинку – вот вам новый фасон: и для жизни пригодится, и для пенсионеров, и Родину в нем можно защитить. Хотите все в одном флаконе, партию-светофор (перед употреблением – взбалтывать) – вот вам старый добрый напиток “Единая Россия”.

Такая конструкция более удобна в управлении, чем чисто однопартийная. За счет имитации разнообразия покрывается большая аудитория. Можно диверсифицировать политические риски, разложить одни и те же яйца в разные корзины.

Проблем несколько. В этом наборе, защищенном 7%-ным барьером, нет ни одной живой демократической партии, а из идеологических – только КПРФ, да и то с выходящим из моды мировоззрением. Маргинализация демократических и идеологических партий ведет к тому, что их сторонники перестают приходить на выборы и голосовать.

Способ привлечь избирателей – нарастить разнообразие выращенных в пробирке партий, в том числе создать правую партию. Правда, с левым спектром аудитории все проще: если даже искусственный политический продукт может в считанные месяцы быть раскрученным до по-настоящему электорально привлекательной партии, то увлечь массовый электорат суррогатом правых почти невозможно. Здесь система мобилизации сложнее, лозунги не могут быть исключительно популистскими, лидеры должны что-то собой представлять, сторонники – избыточно взыскательны.

Главный вопрос – как долго может просуществовать четырехпартийная система? Не исчезнет ли она в следующем политическом цикле? Останутся ли актуальные левые столь же актуальными, а “Единая Россия” – в той же степени единой? Если к тому времени избиратель не исчезнет как вид, то система обязательно изменится. Потому что даже в политическом магазине невозможно покупать все время исключительно генетически измененные продукты.