От редакции: Мозг и степень

Российские власти по-прежнему пытаются поднять престиж и качество отечественной науки с помощью прибавок к жалованью всем ученым. Возможно, многих преподавателей вузов эта мера удержит от ухода, например, в бизнес. Но при чем здесь качество науки?

Вчера вступил в действие закон, повышающий надбавки к должностным окладам кандидатов и докторов наук, работающих в вузах. “На тех, кто создает интеллектуальный потенциал страны, нельзя экономить”, – заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, лидер фракции “Единая Россия”, автор законопроекта. Надбавки кандидатам увеличились с 900 до 3000 руб., а докторам наук – с 1500 до 7000 руб. Должность тоже играет роль: доцент будет получать 40%-ную надбавку, профессор – 60%-ную.

В российских вузах работает 158 000 кандидатов и 37 500 докторов наук. На прибавку в бюджете до конца года предусмотрено 1,5 млрд руб. Вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин заметил, что такая поддержка научной элиты повысит социальный статус ученого и преподавателя, будет способствовать притоку молодых талантов в науку.

Слышать это странно. В России очень мало вузовских преподавателей, занимающихся наукой. Действительная научная элита находится в основном за границей. А внутри страны развиваются разработанные в советское время методы получения ученых степеней, не имеющие с научной работой ничего общего. Средняя зарплата в отрасли “образование”, по последним данным Росстата, составляет 6152 руб., а в отрасли “научные исследования и разработки” – 13 596 руб. Зарплата преподавателей вузов ближе к первой цифре. С другой стороны, как и доктор наук Сергей Богданчиков, возглавивший кафедру энергобезопасности в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО, многие ученые совмещают работу в вузе с работой в бизнесе либо активно участвуют в мировой академической жизни, получая гранты и выезжая на конференции. Суммы в 3000 и 7000 руб. не создадут преподавательской деятельности конкурентного преимущества перед ТЭКом, госуправлением или работой в мировых научных центрах.

Главный же порок таких методов поощрений – их массовый характер. В ситуации значительного инновационного отставания от развитых и некоторых развивающихся стран невозможно поднять науку, размазывая деньги тонким слоем по всем формально научным институциям и физическим лицам с дипломами. Согласно данным недавнего доклада Всемирного банка и Высшей школы экономики “Конкурентоспособность предприятий и оценка инвестклимата в России”, траты на НИОКР у нас составляют 1,2% ВВП – больше, чем в Бразилии (0,93% ВВП) и Индии (0,78%). При этом доля инновационной продукции российских компаний – всего 2,6% (в других странах BRIC – больше 3%).

Первые правильные шаги делаются: создан инновационный фонд “Российская венчурная компания”, реформируется Академия наук, в нацпроекте “Образование” предусмотрено поощрение “инновационных” вузов и школ, отбираемых на конкурсах. Однако, видимо, приоритеты до конца не сформированы. Повышение зарплат всем – это мера социальная и к развитию науки отношения не имеет.