От редакции: Вытолкнуть пробку

То, что дорожная обстановка в отечественных мегаполисах перестала быть проблемой водителей и сотрудников ГАИ и превратилась в ежедневное всеобщее бедствие, очевидно уже давно. Плохая организация движения, рост числа машин со спецномерами и спецсигналами, заторы и лихачество сделали движение мучительным и опасным.

Вчерашний многочасовой паралич основных артерий Москвы запомнится надолго. Пробки могли обернуться национальным позором: автобус с игроками “Спартака” застрял на московских улицах. Футболисты едва успели добраться к началу матча Лиги чемпионов на метро. Они не смогли справиться со стрессом, не успели размяться и сосредоточиться и, как следствие, пропустили мяч на первой же минуте игры.

На следующий день после поражения “Спартака” политики в который раз взялись решать проблемы дорожного движения. Депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов заявил, что средства федерального бюджета, выделенные на строительство и ремонт московских трасс, “тратятся непонятно куда”, “единоросс” Геннадий Гудков упрекнул столичные власти в “безобразной организации движения”. Мэрия, в свою очередь, устами пресс-секретаря Сергея Цоя обвинила парламентариев в том, что они отобрали у крупных городов дорожные фонды и тем самым ограничили возможности дорожного строительства.

Наконец, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, находившийся вне Москвы, рассказал вчера, что его ведомство выполнило указ президента о сокращении количества машин со спецсигналами с 7500 до 1000, в ближайшее время специальная окраска останется на машинах только пяти служб. Кроме того, МВД готовит проект строительства в мегаполисах сети перехватывающих парковок неподалеку от станций метро, которые должны разгрузить город от лишнего автотранспорта.

Способны ли предложенные меры улучшить положение на дорогах крупных городов? Сокращение числа автомобилей, пользующихся преимуществом, уменьшит пробки и число ДТП в крупных городах, но, как признаются сотрудники ГАИ, ненамного.

(По словам начальника ГАИ Виктора Кирьянова, главная проблема столичных дорог – недостаточное количество развязок. Безусловно, для их строительства нужны огромные средства. Однако дело не только в отсутствии денег, но и в разумном использовании имеющихся. В столичном бюджете 2005 г. на дорожное хозяйство было отпущено 14,6 млрд руб., в нынешнем – 18,7 млрд руб. Из них 10,4 млрд руб. в 2005 г. и более 11 млрд руб. в 2006 г. было намечено потратить на уборку улиц, на текущий ремонт – 1,7 млрд руб. и 2,6 млрд руб., на реконструкцию и строительство новых дорог мэрия намеревалась израсходовать 3,5 млрд руб. и 5 млрд руб. Во многом это следствие российского климата и чрезмерной нагрузки на столичные дороги. Однако дело не только в погоде. По расчетам специалистов ГипродорНИИ, один километр современной дороги в черте мегаполиса может стоить 20–28 млрд руб. Километр МКАД, проходящей на окраине, обошелся в 28 млрд руб., а километр третьего кольца – в 34–35 млрд руб.

Перехватывающие парковки, на которых автомобилисты оставляют свои машины и отправляются далее общественным транспортом, могут облегчить положение на дорогах. Они показали эффективность в ряде европейских мегаполисов. Однако ликвидация заторов в российских мегаполисах только этим методом будет похожа на открывание бутылки не штопором, а карандашом. Пробка, как правило, через некоторое время снова мешает выходу. По мнению экспертов, в районе таких стоянок необходимы удобные развязки, нельзя отказываться и от возведения подземных паркингов в центре крупных городов. Наконец, необходимы переходы от стоянок к метро и дополнительные коридоры для наземного общественного транспорта, в частности скоростного трамвая. В противном случае пробки не исчезнут из центра и появятся на окраинах.